Существует ли Бог? Опрос Москва-США 1989 год

Вышерасположенная информация предназначена моим рекламным агентам

Главная страница сайта

Библиотека эзотерики Малышева - БЭМ

В. Маринов.

Три вопроса о религии.

(по результатам опроса общественного мнения москвичей и горожан США.)

журнал «Наука и религия» № 7 за 1989 год.

 

В декабре 1988 г. в Москве и 4 американских городах – Нью –Йорке, Сан-Франциско, Бостоне, Детройте – был проведен опрос общественного мнения. Советские люди и американцы отвечали на одни и те же вопросы. В Москве исследования организовал Институт социологии АН СССР, а американских городах – фирмы «Марттила и Кайли» и «Маркет опинион рисерч». Из 100 вопросов анкеты три непосредственно относились к религии.

Еще пару лет назад мы не рискнули бы поставить такие вопросы в открытом исследовании, тем более советско-американском. Ведь совсем недавно сведения о религиозности населения считались «для служебного пользования». Наш партнер, Джон Марттил, президент одноименной фирмы

В разговоре со мной признался, что был крайне удивлен, когда советская сторона без колебаний согласилась включить в анкету эти вопросы.

Итак, три вопроса.

Какую роль играет религия в вашей жизни?

Верите ли вы в загробную жизнь?

Как вы относитесь к Богу?

Последний предполагал три варианта ответа:

-я уверен, что Бог существует;

-я не уверен, есть Бог или нет;

-я уверен, что Бога нет.

Кроме того, колеблющиеся могли выбрать и такой вариант ответа – «трудно сказать».

Предвижу сомнения скептиков: есть ли гарантия, что все отвечали откровенно? Объективно ли проведенное исследование? В Москве опросили тысячу человек старше 18 лет методом телефонного интервью. Номера телефонов выбирались вычислительной машиной случайным образом из общего списка абонентов Москвы. Конечно было бы наивно рассчитывать на полную искренность – телефонные опросы у нас в новинку. И еще не следует воспринимать данные опроса как статистику Госплана, ибо точность опроса такого типа составляет плюс-минус 3%, а сами данные – это скорее индикаторы тех или иных тенденций, а не абсолютные показатели.

Вопрос: «Какую роль играет религия в вашей жизни»?

Ответ – «Очень важную»:

Москва – 4%.

Бостон – 36%.

Детройт – 48%.

Нью-Йорк – 44%.

Сан-Франциско – 38%.

Ответ – «Довольно важную»:

Москва – 9%.

Бостон – 37%.

Детройт – 37%.

Нью-Йорк – 30%.

Сан-Франциско – 28%.

Ответ – «Не очень важную».

Москва – 19%.

Бостон – 19%.

Детройт – 11%.

Нью-Йорк – 15%.

Сан-Франциско – 19%.

Вопрос: «Верите ли вы в загробную жизнь»?

Ответ – «Да».

Москва – 7%.

Бостон – 68%.

Детройт – 73%.

Нью-Йорк – 63%.

Сан-Франциско – 67%.

Ответ – «Нет».

Москва – 82%.

Бостон – 20%.

Детройт – 17%.

Нью-Йорк – 25%.

Сан – Франциско – 20%.

Вопрос: «Как вы относитесь к Богу»?

Ответ – «Уверен, что Он существует».

Москва – 10%.

Бостон – 83%.

Детройт – 90%.

Нью-Йорк – 82%.

Сан-Франциско – 78%.

Ответ – «Не знаю, есть Бог или нет»

Москва – 34%.

Бостон – 14%.

Детройт – 7%.

Нью-Йорк – 13%.

Сан –Франциско – 18%.

Ответ – «Уверен, что Бога нет».

Москва – 43%.

Бостон – 3%.

Детройт – 2%.

Нью-Йорк – 4%.

Сан-Франциско – 4%.

Хотелось бы прокомментировать некоторые позиции таблиц. Женщины в возрасте старше 40 лет в полтора-два раза более религиозны, нежели женщины моложе 40. Кроме того, «бабушки», оказывается, много религиозней «дедушек». Например, ту или иную значимость религии в жизни отмечает 7% мужчин старше 40 и 20% женщин того же возраста. А уровень религиозности молодых женщин практически тот же, что и у мужчин.

Очевидно, что таблицы будут изучать и священнослужители – редкий случай увидеть социологический разрез своей паствы, существующей и потенциальной.

Так вот, таблица в цифрах подтверждает известную тенденцию – чем выше уровень образования, тем слабее религиозность, особенно в ее упрощенных проявлениях. Кстати, та же тенденция просматривается и в данных опросах американских горожан. В Москве всплеск религиозности просматривается среди «интеллигенции не занятой на производстве», под которой в социологии понимают педагогов, врачей, научных сотрудников и т. д.

Однако в эту группу из тысячи опрошенных попало всего 70 человек, а малочисленность группы увеличивает возможность ошибки. Среди инженерно - технических работников было опрошено 214 человек, и здесь точность измерения существенно выше. В этом случае можно с большей вероятностью предположить, что научно-техническая интеллигенция отличается наименьшей религиозностью.

Насколько типичны данные опроса по Москве хотя бы для центральной России. Полагаю, скорее нетипичны. Религиозная ситуация в Москве обусловлена действием противоположных факторов. С одной стороны, в Москве много церквей и служителей культа. Специфична и структура населения столицы. Каждый пятый житель – старше 60 лет, а половина московских женщин – старше 45 лет. Все это как бы создает условия для повышенной религиозности. Но с другой стороны, москвичей отличает высокий уровень образования, а каждый пятый из них – кандидат в члены или член КПСС, что также нехарактерно для других районов России. Эти факторы «работают на атеизм».

Теперь о данных опроса по американским городам. Отличия москвичей от американцев очевидны. Есть и отличия между отдельными городами США, которые, как пояснил Джон Марттила, отражают разницу в уровне религиозности между регионами страны, скажем, либеральной Калифорнией и консервативным центром.

В конце 1987 года в церквах США было зарегистрировано 143 миллиона прихожан при тогдашнем населении в 244 миллиона человек. Около 55% зарегистрированных – протестанты, а 36% - католики.

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz