Голоса, одержимость, заболевание множественными персоналиями (ЗМП)

 

Вышерасположенная информация предназначена моим рекламным агентам

Главная страница сайта.

Библиотека эзотерики Малышева (БЭМ).

Мир людей с группами крови АВ(IV) и В(III).

 

ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ

Мариус Ромм

Сандра Эшер

Оригинал книги вы можете прочесть в библиотеке

http://galactic.org.ua/Biblio/Bibl.htm

посетите этот сайт, его создали творцы.

Часть 1.

Что происходит с человеком, когда он начинает слышать "голоса"? Приступ, эмоциональный срыв. Почему с другими людьми не происходит такого эффекта, "голосов"?

1.Просто большинство людей не подвергались, к счастью, как правило в детстве, сильнейшей эмоциональной катастрофы, которая привела ребенка к временному срыву высшей нервной деятельности. Это может быть то или иное насилие над ребенком, та или иная катастрофа с членами его семьи, близкими. И если человек генетически имеет высокий уровень развития интеллекта ( IQ), он в состоянии справиться со своей трагедией, часто без последствий в будущей жизни.

Но если человек эмоционально генетически нестабилен, имеет невысокий уровень интеллекта (IQ), и группы крови А(II) и АВ(IV) то и в будущем, уже взрослом возрасте, в случае той или иной эмоциональной нестабильности и возбуждения у человека опять происходят срывы высшей нервной деятельности и человек начинает слышать "голоса".

Это трагедия для человека? И да и нет. "Голоса" бывают разные, и они по разному влияют на человека. Обычный человек не слышит "голосов" людей Информационной Вселенной, "голоса" он ощущает в виде мыслей, которые вдруг возникают в его голове. Мысли великие и ужасные, низкие по энергетике, которые легко подавить и мощные, превращающиеся в навязчивую идею, для конкретного человека. Так что "голоса" слышим мы все, просто в разной форме. Безусловно "голоса" звуковые более навязчивы, их труднее подавить и с ними труднее бороться (но проще сотрудничать). У каждого человека, повторюсь, разные голоса, как и мысли. У преступника, негодяя и "голоса" толкающие на преступление, подлость, низость всякого рода. А вот у человека разумного, с развитой корой головного мозга "голоса" совсем иные, они не толкают человека на преступление, тот или иной проступой. Так что все во многом зависит от того, что с точки зрения духовного развития представляет из себя сам человек, слышаший "голоса".

И не забывайте, что когда я или читающий эти строки умрем, мы тоже станем "голосом", который с помощью мыслительных команд будет управлять процессом развития цивилизации, точно так же, как вы сейчас управляете своими руками, глазами, ногами. Поэтому не следует в "голосах" видеть что то необычное, пугающее. Все объяснимо в этом мире и весьма гармонично устроено. Этого мира не следует пугаться, его следует изучать, и тогда вместо испуга вы ощутите радость, восторг от его гармонии, логики.

Малышев Иван 2004г.


Аннотация

В книге приведены сообщения людей, которые слышат голоса, но никогда не обращались за психиатрической помощью, а также истории бывших пациентов, которые слышат голоса, но научились контролировать их настолько, что могут успешно решать повседневные проблемы, трудиться и жить полноценной жизнью.

Приводятся теоретические объяснения феномена голосов как с точки зрения различных направлений психологии и психиатрии (классическая психиатрия, функциональный анализ, когнитивные модели, социальная психиатрия и т.д.), так и с внепсихиатрических позиций (мистицизм, парапсихология, спиритизм, теософия и т.п.).

У книги 40 авторов из Нидерландов и Англии. Это психиатры, психологи, работники служб психического здоровья, медиум, парапсихолог, геронтолог, теолог. Многие из них сами слышат голоса. Сборник подготовили профессор социальной психиатрии Лимбургского университета Мариус Ромм и журналистка Сандра Эшер (Нидерланды).

1. Введение

Эта книга предназначена в первую очередь для тех, кто слышит голоса. Наша главная цель – дать вам возможность познакомиться с переживаниями других людей, слышащих голоса, чтобы помочь Вам лучше понять себя и овладеть собой. Люди, слышащие голоса и другие интересующиеся этим явлением, знают, как нелегко начать обсуждать в повседневной жизни этот вопрос, фактически являющийся табу. Поэтому мы так благодарны тем, кто согласился описать свои переживания, связанные с голосами, подвергнув себя тем самым определенному риску. Это, вероятно, единственный способ добиться более широкого понимания и принятия этой формы ощущений.

Разные люди по-разному приспосабливаются к своим голосам. Если Вы слышите голоса, то способ, который вы применяете сегодня, не обязательно является единственно возможным.

В главах 6 и 8 - приведены разные истории о слышащих голоса, рассказанные ими самими. Внимательное прочтение поможет понять, что под термином "слышать голоса" скрываются очень разные переживания.

Человек, который не может справиться с этими голосами, обычно нуждается в психиатрической помощи. При лечении таких людей долгое время исходили из мнения, что наилучший исход для пациента – полное устранение голосов. Однако это мнение начало постепенно меняться. Люди начинают понимать, что истинная проблема состоит не столько в слышании голосов, сколько в неспособности справляться с ними.

Главы этой книги свидетельствуют, что есть люди, которые развили весьма положительное отношение к слышанию голосов и обходятся без психиатрического лечения или поддержки. Они выбрали теоретическую систему взглядов (такую, как парапсихология, реинкарнация, метафизика, коллективное бессознательное или высшее самосознание), которая не изолирует их, а связывает с другими людьми; они нашли язык, на котором могут делиться своими переживаниями. Они радуются чувству принятия, их права признаются; они развивают ощущение индивидуальности, которое может помочь им конструктивно применять свои познания для собственной пользы и для пользы других.

Некоторые из этих людей описывают свои переживания в главе 6.

В книге рассказаны также истории людей, которые нуждались в психиатрической помощи, так как были не в состоянии справиться ни со слышанием голосов, ни с совокупностью проблем повседневной жизни.

В главе 8 - приведены их сообщения о таких переживаниях. Мы выбрали людей, которые сумели отыскать индивидуальные способы (какими бы мучительными они ни были) обращения со своими голосами и переживаниями. С точки зрения психиатрии, эти люди должны быть признаны тяжелобольными и помещены в психиатрическую больницу. Но встретив их теперь, вы бы убедились, что они полны сердечности, энергии и силы. Наверное, дело не пошло бы так, если б они не встретили партнеров, друзей или семью, подготовленных к признанию существования голосов и соответствующих ощущений.

Важно также, что эти люди продолжают до некоторой степени отождествлять себя со своими голосами, но это не мешает нормальному общению. Природа и степень такой идентификации – весьма различны. Многие люди, слышащие голоса, достигли такого состояния, что решили отказаться от дальнейшей психиатрической помощи, которая рассматривала слышание голосов исключительно как симптом болезни и не обращала внимания на возможное значение голосов в жизни пациента. Такого рода лечение не оставляет места для сосуществования с голосами, которое является важным первым шагом к эффективной адаптации; концепция болезни заслоняла все прочее.

В классической психиатрии галлюцинация рассматривается прежде всего как симптом серьезных психических заболеваний, в частности шизофрении. Таков был взгляд почти всех основоположников психиатрии, таких как Крепелин, Гризингер и Шнейдер. Однако эта интерпретация была несколько изменена последующими выдающимися психиатрами, среди которых, вероятно, наиболее известен Карл Юнг. Традиционная модель вызывает сомнения также в свете описаний галлюцинаций, переживаемых в экстремальных ситуациях: у 80% тех, кто перенес пытки, были галлюцинации во время этих тяжелых испытаний (Международная Амнистия); этот феномен наблюдается у яхтсменов на длинных дистанциях (Беннет, 1972). В подобных случаях нет оснований предполагать наличие психического заболевания, скорее наоборот.

Ранние исследования, многие из которых вдохновили нас на создание этой книги, отражены в главе 2, где описывается, как способность столь многих людей справляться со слышанием голосов привела нас к поискам тех, кто отыскал успешную стратегию.

В главе 3 - Пауль Бейкер рассказывает о событиях в Англии, которые были вызваны этими исследованиями.

В главе 4 - доктор де Бруин дает краткий исторический обзор извечных поисков путей понимания и объяснения необычных переживаний и ощущений. Ярко освещаются трудности, которые делают тяжелым принятие такого явления как для самого индивидуума, так и для его окружения.

Взаимная поддержка чрезвычайно важна в ситуации, которая может быть исключительно трудной и болезненной. Длительное общественное табу на спорный вопрос о слышании голосов послужило причиной создания организации для помощи слышащим голоса. Поддержка и содействие общению тех, кто слышит голоса, – главная забота Британской Сети слышания голосов, а также психиатров и социальных работников. Такого рода общение оказывается очень полезным для многих людей, как показала Сандра Эшер в главе 5.

Главы 6 и 8, без сомнения, наиболее важные в этой книге. Они касаются личных познаний тех, кто слышит или слышал голоса:
в главе 6 приведены сообщения голландцев, которые никогда не получали профессиональной психиатрической помощи, а
в главе 8 – сообщения одного голландца и пяти англичан, которые пользуются или пользовались услугами системы психиатрической помощи.

В главе 7 - рассматриваются некоторые непсихиатрические концепции, которые исследуют слышание голосов вне модели болезни.

В главе 9 - мы знакомим читателя с различными теориями, предлагаемыми психиатрией.

В главе 10 - мы предлагаем стратегии, которые могут быть полезны для сохранения или восстановления некоторой степени контроля над голосами. Некоторые из них может использовать сам слышащий голоса (ведение записей и участие в группе самопомощи), для других (приемы преодоления беспокойства и медикаментозное лечение) требуется помощь квалифицированных профессионалов.

В главе 11 - кратко изложено содержание книги.

Применение научного анализа к пониманию слышания голосов всегда будет ограничено из-за самой природы этого феномена. Перефразировав изречение Юнга, можно сказать, что наука имеет дело с понятиями слишком общими, чтобы быть справедливыми по отношению к отдельным судьбам. Сущность слышания голосов так же, как сущность искусства и религии, – в их субъективности. Осуществление выбора и проявление силы воли в ситуациях, когда мы можем либо выразить либо потерять себя, дает шанс познать собственную индивидуальность. Мы должны направить нашу веру на усиление собственной индивидуальности (того, что отличает одну личность от другой) и в борьбе развить ее как творческую силу для интеграции в повседневную жизнь.

Мы надеемся, что те из вас, кто слышит голоса, найдут друга в этой книге, а также некоторое руководство по управлению отношениями с вашими голосами. Мы надеемся, что книга поможет вам использовать свои переживания как положительные, стимулирующие элементы вашего развития.

Мы надеемся также, что ваша семья, друзья, врачи и социальные работники яснее поймут этот важный аспект вашей жизни, будут способны лучше принять

2. Новый подход: голландский эксперимент

Начало
В течение нескольких лет одной из моих пациенток была 30-летняя женщина, которая слышала в голове голоса. Они отдавали ей команды или запрещали ей делать что-то и полностью подавляли ее. Несколько раз она была госпитализирована с диагнозом шизофрении. Нейролептики не действовали на голоса, хотя и уменьшили ее тревогу. К несчастью, эти лекарства уменьшали также живость ее ума; поэтому она прекратила прием лекарств и долгое время не лечилась в стационаре. Однако голоса все больше изолировали ее, запрещая делать то, что она всегда любила. И ее снова госпитализировали.

В последний год она все чаще говорила о самоубийстве, и я видел, что она может это сделать. Единственным положительным моментом в наших разговорах было развитое ею толкование природы голосов, которое было основано на книге "The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind" (Возникновение сознания при разложении двухкамерного разума), написанной американским психологом Julian Jaynes (1976). Она нашла успокоение, прочитав, что примерно до 1300 года до нашей эры слышание голосов рассматривалось как нормальный способ принятия решений. Как пишет Jaynes, опыт слышания голосов почти совсем исчез и заменен тем, что мы называем теперь сознанием. ( В этом нет ничего необычного. В целом уровень интеллекта цивилизации, в ходе ее развития повышается из столетия в столетие медленно и постепенно, от наиболее низкого уровня, например 70 единиц, до современного уровня развития интеллекта. И даже сейчас, если вы посетите наименее развитые народы мира, то увидите, что они по прежнему больше доверяют не своему интеллекту, а "голосам" в виде "духов предков" и т.д. Малышев)

Я начал интересоваться, смогла ли бы она быть хорошим посредником с другими слышавшими голоса и найдут ли они ее теорию приемлемой или полезной. Я думал, что это может избавить ее от изоляции, суицидных тенденций и чувства зависимости от голосов. Вместе с ней мы начали планировать, как она может поделиться своими знаниями и мнениями.

Мы начали проводить ее встречи один на один с другими людьми, слышащими голоса. Слушая их разговоры, я был поражен пылом, с которым они узнавали переживания друг друга. Вначале мне было трудно следить за этими разговорами: для моего слуха их содержание было странным и необычным, и все же все это свободно обсуждалось, как если бы составляло реальный внешний и внутренний мир.

Иногда мы повторяли эти встречи, и каждая способствовала большему взаимопониманию. Тем не менее, эти пациенты обнаруживали также удручающее бессилие: по моим наблюдениям, никто из них не способен был справиться со своими голосами. Поэтому мы должны были подумать о контакте с теми, кто слышал голоса, но не страдал бессилием, а хорошо справлялся с этим явлением. Телевидение показалось нам единственным способом ясно рассказать об этом опыте. К тому же мы хотели охватить достаточно большое количество людей, чтобы найти тех, кто развил хорошую стратегию адаптации и мог помочь другим достичь большего контроля над голосами.

С этой точки зрения события развивались быстро. Выступая в популярной голландской телевизионной программе, моя пациентка и я пригласили людей контактировать с нами, и после передачи 700 человек откликнулись на наше обращение. 450 слышали голоса, из них 300 описали себя как неспособных справиться со своими голосами, в то время как 150 сказали, что нашли способы усмирять их. Ответ последней группы был особенно важен и вдохновил меня на организацию контактов между людьми, слышащими голоса и желающими обменяться идеями на основе своего опыта. Из-за практических трудностей организации встречи с таким большим количеством людей мы вначале разослали анкету. Позже, чтобы собрать больше информации, мы организовали конгресс для тех, кто откликнулся на телевизионную программу (Romme & Esher, 1989) (Romme e.a., 1992).

Анкета

Мы интересовались многими аспектами: возраст, в котором появились галлюцинации; количество и характер голосов; события и переживания перед первым слышанием; способы адаптации; степень контроля над голосами; история болезни и т.д. Но главный интерес представляли различия между теми, кто мог успешно приспосабливаться к своим голосам, и теми, кто не мог этого делать.

Сравнение справляющихся и не справляющихся с голосами

Результаты анкетного опроса приведены в следующих таблицах. Они отражают различия между теми, кто ответил, что адаптировался к голосам (группа А), и теми, кто ответил отрицательно (группа Б). В таблице 1 показаны некоторые различия, характерные для этих двух групп.

Различие между хорошо и плохо адаптированными

Таблица 1.____Группа А_____________Группа Б

Всего________Алаптированные______Неадаптированные

№=173=100%___58(34%)________________115(66%)

Кто сильнее

Я сам_________39(72%)________________40(38%)

Голос_________5(10%)_________________44(42%)

Прочее________9(16%)_________________20(19%)

В группе Б голос сильнее человека, чем в группе А


Характер голосов____Группа А_____Группа Б.

Положительный_______16(30%)________10(10%)

Противоречивый______14(26%)________17(16%)

Отрицательный_______23(43%)_________75(73%)

В группе Б отрицательные голоса встечаются чаще, чем в группе А


Командующие голоса__Группа А______Группа Б

Да____________________10(20%)_________26(24%)

Нет___________________38(74%)_________41(38%)

Иногда________________3(6%)___________41(38%)

В группе А меньше командующих голосов, чем в группе Б



Многие (34%) ответили, что могут хорошо управлять своими голосами, но большинство (66%) ответили "нет". Первые чувствуют себя сильнее голосов, в то время как вторые – наоборот. Те, кто не мог справляться с голосами, обычно воспринимали их как отрицательные и агрессивные, тогда как те, кто мог их преодолевать, воспринимали их как положительные и дружественные. Последние получали меньше команд от своих голосов.

Нам было интересно также узнать, каковы различия между хорошо и адаптированными в отношении применяемой стратегии адаптации.

Сравнение стратегии адаптированных и неадаптированных

Таблица 2.

Отвлечение внимания__Всего______Группа А__________Группа Б

Да_____________________42(24%)_____10(26%)_____________32(43%)

Нет____________________72(42%)_____29(74%)_____________43(57%)

Не ответили____________59(34%)_____

Группа А реже использует отвлечение внимания, чем Б


Игнорирование

Да____________________54(31%)_____31(56%)______________23(25%)

Нет___________________57(33%)_____21(37%)______________36(39%)

Иногда________________37(21%)_____4(7%)________________33(36%)

Не ответили___________25(14%)_____

Группа А чаще игнорирует голоса


Избирательное слушание

Да___________________30(17%)_____19(46%)________________11(14%)

Нет__________________87(50%)_____22(53%)________________65(85%)

Не ответили__________56(33%)_____

Группа А слушает более избирательно


Ограничение голосов

Да__________________45(26%)_____19(48%)_________________26(30%)

Нет_________________79(46%)_____20(51%)_________________59(70%)

Не ответили_________49(28%)_____

Группа А чаще ставит ограничение голосам



К избирательно слушающим были отнесены те, кто слушает некоторые из своих голосов (например, положительные – охотнее, чем отрицательные). К ограничивающим были отнесены те, кто был способен сказать: "Нет, я не буду больше слушать голоса", если они становятся слишком резкими или критическими и т.п. Группа А (хорошо приспособленные) чаще применяет избирательное слушание и чаще ставит голосам ограничения.

Группа А также более способна игнорировать голоса и редко использует прием отвлечения внимания, а группа Б – наоборот.

Другой интересовавшей нас стороной статистики были различия между теми, кто был психиатрическим пациентом, и теми, кто не был. Наиболее значительны следующие отличия (табл. 3).

Различия между пациентами и непациентами

Таблица 3_______________________Непациенты__________Пациенты


Семейное положение_____________N= 58_________________N=79

Одинокий__________________________11(19%)__________________30(38%)

Семейный__________________________35(60%)__________________31(39%)

Разведенный_______________________11(19%)__________________15(19%)

Вдовый____________________________1(2)______________________3(4)

Непациенты чаще семейные

Ощущавшие поддержку___________N=70__________________N=96

Нет_______________________________1(2%)____________________47(49%)

Да________________________________69(98%)__________________49(51%)

Непациенты ощущают большую поддержку

Знают ли окружающие о голосах?__N=69__________________N=101

Нет_______________________________2(2%)____________________15(14%)

Да________________________________69(98%)__________________86(86%)

Непациенты чаще сообщают о голосах

Как показано в вышеприведенных таблицах, между двумя группами есть значительные различия, что подытожено в таблице 4.

Таблица 4. Краткий перечень различий

Группа А - Адаптированны________ Группа Б – Неадаптированные

чувствуют себя сильнее_______________, чувствуют себя слабее,

слышат больше положительных голосов__, слышат больше отрицательных голосов,

слышат меньше командующих голосов__ слышат больше командующих голосов,

ставят больше ограничений голосам____ не отваживаются ставить голосам ограничения,

избирательно прислушиваются к голосам_пытаются освободиться, применяя путем отвлечения внимания;

получают больше поддержки от окружающих__ получают меньше поддержки от окружающих,

чаще сообщают о своих голосах________. реже сообщают о своих голосах.

Эти сравнения приводят нас к важному заключению: решающее преимущество тех, кому удалось хорошо адаптироваться, состоит в большем внимании к их голосам и к окружающей их обстановке, а также в более благоприятном восприятии ими этой обстановки как поддерживающей, а не угрожающей. Поэтому слышание голосов можно рассматривать не только как отдельный личный психологический опыт, но и как феномен, отражающий характер отношения личности к ее окружению и наоборот. Другими словами, это не только психологическое, но и социальное явление.
Из заполнивших и возвративших анкеты мы пригласили на интервью тех, кто смог приспособиться к своим голосам, для обсуждения способов их адаптации. Затем мы выбрали 20 человек, способных рассказать о своем опыте. 31 октября 1987 г. они выступили на конференции, где присутствовало около 360 слышащих голоса.

Конференция

Конференция проходила в большом зале профсоюза, не имеющего никакого отношения к психиатрическим или к каким- либо другим медицинским учреждениям. Члены нашего психиатрического отделения активно участвовали в организации встречи и содействовали ее проведению, но все выступавшие на пленарном заседании – это были люди, слышавшие голоса и отозвавшиеся на телевизионную программу. После утреннего пленарного заседания состоялась серия часовых семинаров по обмену опытом с участием помощников из психиатрического отделения, которые не вели дискуссии, но направляли их, когда это было необходимо.

Профессор Strauss из New Haven, присутствовавший как гость авторов, сказал о конференции: "Общая атмосфера конференции была такой, как на встрече группы людей с общими интересами и опытом. Хотя обсуждались медицинские аспекты этих переживаний, не было ощущения, что это медицинская встреча или встреча больных".

Участники свободно делились своим опытом, своими интерпретациями и своими способами адаптации. Некоторые были явно озабочены своими голосами и рассматривали их как проявление психической болезни, но у многих было совершенно иное понимание этих переживаний, они выступали компетентно, вовсе не как инвалиды, зависящие от чьего-то мнения о природе голосов, и ни в коем случае не как больные.

Значительный круг переживаний, описанных участниками, и разрешение ими этих вопросов (успешное или нет) можно рассматривать с разных сторон.

Представляется наиболее полезным разделить их на три фазы с точки зрения адаптации к голосам:
- фаза потрясения (обычно внезапное начало, главным образом пугающие переживания);
- фаза организации
- фаза стабилизации (развитие наиболее соответствующих образу жизни способов обращения с голосами).

Многие участники описывали фазы, которые приблизительно совпадают с этими. Например, один из выступавших отметил следующие три фазы в процессе адаптации к голосам:
- страх, тревога, уход от действительности;
- анализ того, что означают голоса, и признание их как независимых, сущностей;
- принятие самого себя, изучение того, от чего я пытаюсь избавиться, отказ от конфронтации с голосами и от попыток избавления от них.

В заключительной главе мы проиллюстрируем эти три фазы, используя сообщения людей, научившихся управлять своими голосами, а также рассмотрим возможности оказания поддержки людям, слышащим голоса.

4. Пси, психология и психиатрия [1]

Герда де Брюин

Во вселенной есть вибрации или силы, которые воздействуют на нас и предлагают нам знание подлинной сущности, которое наши органы чувств не могут нам дать. Признание этого факта было бы началом революции в психологии (Charles Richet, 1923)

Голоса Уолтера

Во время моей стажировки как детского психолога я два года работала с молодым человеком, описанным в информационном массиве как шизоидный и страдающий слуховыми галлюцинациями. Лечение было направлено главным образом на совершенствование навыков общения этого умного и застенчивого юноши, и в первые 18 месяцев я не видела никаких признаков того, что он мог бы слышать то, чего не слышу я. Позже произошел экстраординарный случай.

В тот день мой разговор с Уолтером протекал не гладко, главным образом потому, что я уделяла ему только часть своего внимания; другая часть все еще была занята недавним инцидентом, не имеющим отношения к делу, и человеком, на которого я была очень сердита. Во время нашего разговора Уолтер все больше отвлекался, пока в конце концов стал выглядеть так, как будто прислушивался к самому себе. Вдруг он сказал с большим чувством, что за реальным обычным миром нашего разговора есть другой, пугающий мир, и что он слышит голоса, приходящие оттуда. Я не слышала этих голосов, но было ясно по тому, как дрожал Уолтер, что он был неподдельно напуган тем, что он слышал. Немного погодя он согласился рассказать мне, что передавали голоса: неистовые проклятия.

На первый взгляд может показаться, что в этом рассказе нет ничего удивительного. Но слова, которые Уолтер слышал из пугающего мира, полностью совпадали с проклятиями, которые я во время нашего разговора мысленно произносила во второй половине своего внимания. Как будто голоса Уолтера буквально повторяли то, что я мысленно произносила. Я лишилась дара речи.

Я не рассказала детскому психологу, который был моим наставником, что у Уолтера в тот день были галлюцинации. Я не пыталась также объяснить, что случилось в действительности: у меня не было слов для описания этого переживания, в моей профессии не было для этого слов, и я боялась говорить об этом.

Это случилось 20 лет назад. Теперь я знаю (хотя никто об этом не упоминал во время моего обучения), что такие случаи, напоминающие пси, были описаны другими психотерапевтами.

Подобные сообщения обнаруживают некоторые обстоятельства:
часто инциденты касаются информации, скрытой от сознания врача или настолько личной, что он чувствует затронутой самую суть;
такие случаи бывают чаще при сильной положительной передаче и ослабленном внимании врача к пациенту, а также когда терапевтический контакт подходит к концу;
они преобладают у пациентов, диагноз которых предполагает возможность психопатического эпизода (Ehrenwald, 1977; Ullman, 1977; Wolman, 1986; Silverman, 1988).

Теперь я думаю (хотя не могу быть уверена), что могла бы помочь Уолтеру, если бы сухо сказала, что слова, которые он слышал, соответствовали моим мыслям.

В моей профессии все еще отсутствует терминология для описания таких инцидентов, а также нет системных исследований в этой области. Психология и психиатрия, с одной стороны, и парапсихология, с другой, всегда проявляли мало энтузиазма при исследовании данных, полученных другой стороной.

Кажется, что изменение этой ситуации пошло бы на пользу тем, кто страдает от проблем психического здоровья. Было высказано предположение, что имеет место корреляция между активным, удовлетворительным образом жизни слышащих голоса и их парапсихологической и/или спиритуалистической системой взглядов на свой опыт (Нееrу, 1989). В надежде на расширение дискуссии об этих взглядах эта глава является попыткой дать краткое изложение истории отношений между пси, психологией и психиатрией.

Античные верования

До возникновения психологии и психиатрии психические и мистические переживания были общим элементом в понимании человеческой природы и психического здоровья во многих обществах. В дохристианских политеистических и монотеистических обществах было общепризнано, что внутренняя жизнь человека может быть доступна для того, что считалось пророческим, и для таких чудес, как необъяснимая передача знаний или целительной энергии. Следы таких верований были найдены в древних греческой и египетской культурах, также как в раннем христианском гностицизме. Сократ позволял руководить своей жизнью демону, голосу мудрости, который он не воспринимал как выражение собственных мыслей. Он знал также, что ясновидение (или яснослышание и тому подобные восприятия) может сочетаться с безумием; другими словами, человек с таким восприятием плохо приспособлен к рутинным требованиям обычных пространства и времени, как, например, жрицы из Дельф и Додони. Сократ описал этот род безумия как имеющий божественное происхождение.

Ритуалы, выполнявшиеся в греческих и египетских храмах, наводят на мысль, что люди в те времена предполагали присутствие определенной силы и знания об исцелении в том, что теперь называется подсознанием, а тогда понималось в более духовном, религиозном плане. После подготовки больного ритуальным очищающим песнопением его в сновидениях мог посетить дух божественного целителя (обычно у греков Асклепий и Имхотеп – у египтян). Этот целитель либо излечивал больного прикосновением во сне, либо объяснял, какое действие необходимо для исцеления. Согласно некоторым источникам, тексты египетских папирусов также обнаруживают знание определенных трансцедентальных способов умственной концентрации: образ света использовался для контакта с богами и овладения через этот контакт знаниями.

Подобным образом аккумулировали знания о человеческих страданиях и об их исцелении религии Дальнего Востока. Йогасутры Патанджали, которые были сформулированы, возможно, во II столетии, – богатый источник информации о психическом и духовном измерениях человеческого существа. Патанджали определяет йогу как контроль мыслей-волн в уме или (в другом переводе) как ограничение колебаний мозгового вещества (своего рода наука о психическом здоровье). Целью контроля мыслей-волн является осознание в человеческих существах божественного присутствия и общение с ним: постижение этого кладет конец страданию (самадхи). Одна из восьми ветвей йоги, концентрация, может привести к росту сиддхи или к тому, что мы могли бы назвать психической энергией. Патанджали приводит описание сиддхи, но добавляет, что это энергии в земном состоянии, но препятствия для самадхи.

Основатели западных монотеистических религий (Моисей, Иисус и Мухаммед) слышали голоса, неслышные для других.
Являются эти откровения свидетельством их святости или безумия, я оставляю на суд читателей (мы знаем, что современники Иисуса временами считали его одержимым). Однако в тех частях мира, где эти монотеистические религии стали господствующими, несмотря на гонения, уцелела идея, что божественное может быть открыто в человеческом сознании и предоставить благоприятные возможности для эволюции. Эта идея распространялась как отдельными личностями, так и группами – приверженцами суфизма в исламских странах, каббалистами у евреев, и (намного позже ранних гностиков) розенкрейцерами, масонами и квакерами в христианских странах.

Гонения были особенно сильны против тех, кто верил в колдовство, предсказания и черную магию [2].
До самого возникновения психологии и психиатрии церковь претендовала на право определять и судить этих людей в соответствии с четырьмя основными категориями:
причисление к лику святых (канонизация),
одержимость,
ересь и колдовство [3]

Жанна д'Арк, которая слышала голоса, была заживо сожжена в 1431 году; до самого последнего момента власти пытались заставить ее отказаться от утверждения, будто она слышала голоса святых, но они были на самом деле реальными для нее. Около 1600 года Бруно также был сожжен на костре за утверждение, что у людей есть божественные (и, следовательно, магические) способности, которые могут быть раскрыты благодаря тренировке памяти. Около 1700 года подобные взгляды выразил Gichtel в Германии, но его наказание ограничилось тем, что его пригвоздили к позорному столбу, сослали и запретили заниматься профессиональной адвокатской деятельностью. Пятьюдесятью годами позже Swedenborg в Швеции сумел четко сформулировать эти же идеи и оставаться государственным деятелем, несмотря на весьма подозрительное отношение значительной части общества к тому, что он слышал голоса. В это время западное общество стояло на пороге возникновения психологии и психиатрии.

Колыбель гуманетарных наук - магнетизм

В начале XIX столетия венский/парижский врач Mesmer пытался помочь своим нервнобольным пациентам, применяя магнетизм. Он подошел к лечению с позиции, которая была необычна для того времени: он сделал серьезное описание того, что его пациенты чувствовали в своем теле. [4]
В результате он высказал ряд предположений, в которых выразил свое убеждение в существовании тонкой невесомой жидкости, заполняющей всю Вселенную и таким образом связывающей все сущее (планеты, растения и людей). Предполагалось, что у людей эта связь со всемирным флюидом имеет место главным образом в нервной системе; препятствия приливам и отливам этого флюида в теле могут привести к заболеванию. Намагничивание влияет на циркуляцию флюида в теле и может, как считал Mesmer, непосредственно излечивать нервные заболевания, а также другие недомогания.

Один из его учеников, de Puysgar, подчеркивал значение воли и веры человека в магнетизацию и в трансоподобное состояние, продемонстрированное некоторыми магнетизированными субъектами. Иногда в таком трансе пациенты испытывали пси- подобные инциденты: например, пациент мог описать природу своего заболевания и прописать лекарства или поведение, которые могли привести к исцелению – точно как в записях о ритуалах в храмах стран Средиземноморья.

Этот транс-магнетизм распространился затем в Голландии и в Германии. В этих странах магнетический транс описывался как проявляющийся постепенно:
вначале внимание, сфокусированное на обычном сенсорном восприятии, становится более ограниченным; человек может стать нечувствительным к физической боли и очень поддающимся внушению (например, более чувствительным к внушению галлюцинаций).
Это может быть увеличение ясности внутреннего видения, когда пациент может рассматривать свое тело внутри и определять, что именно принесет исцеление.
Это могут быть также телепатические сеансы, ограниченные вначале людьми из ближайшего окружения пациента.
В конце концов может быть такая глубина транса, которая открывает доступ к универсальной ясности, состояние восприятия, не связанное со временем и пространством, которое человек может переживать как экстаз. Такая крайняя степень транса случается нечасто: в одном тексте 1815 года подсчитано, что универсальная ясность и экстаз случаются только у одного человека из 100. Состояние транса, описанное этими авторами, поразительно схоже с Йога сутрами Патанджали такое подобие не может быть совпадением.

Когда Mesmer и de Puysgar начинали свои опыты, инквизиция во Франции уже доживала, а в Нидерландах наблюдали за последним судом над колдуном. Волнение, вызванное этими двумя влиятельными фигурами, несомненно, было связано с тем, что они открыто выдвигали и утверждали на практике еретические приемы, равносильные колдовству. В Париже широко распространились карикатуры, изображающие магнетизеров на метлах, римская же инквизиция вынесла приговор магнетизму не ранее 1840 года.

Теперь многие рассматривают этот период как младенчество гуманитарных наук и психотерапии. Произошло нечто очень важное: Mesmer, от имени развивающейся медицины, потребовал признания за собой права определять психическое здоровье, завладевая традиционной прерогативой духовенства. Ellenberg написал (1970 г.) прекрасную историческую новеллу, прослеживающую развитие представления о подсознательном, начиная с событий этого периода. Он показал, как развивалось понимание воздействия внушением и понимание важности качества контакта между целителем и пациентом, а также, как при переходе в следующее столетие все это перерастало в концепцию психотерапии. Но начиная с 1830 годов, из главного потока прогресса выпали некоторые важные элементы: искусство магнетизирования и так называемые чудеса состояний глубокого транса. Около 1900 года они были изгнаны в сферу парапсихологии.

Расхождение путей (1830-1900 гг.)

В XIX веке возродился интерес к народному целительству, а некоторые прямые исторические преемники раннего магнетизма пользовались чрезвычайной популярностью: спиритуализм, вновь основанное Christian Science movement (Движение христианской науки) и исследования немецкого химика Рейхенбаха в области духовной энергии.

Один из друзей Рейхенбаха, физик и философ Фехнер, иногда воспринимал ауры, которые он характеризовал как эфирные тела. Многие теперь считают даже, что Фехнер основатель психологии. После личного кризиса он развил пантеистический взгляд на действительность, который включал паранормальный феномен и духовные переживания. Он полагал, что каждое индивидуальное сознание связано с универсальной энергией, которая распространена не только в пространстве, но и во времени. Этот взгляд подобен представлениям Патанджали и тем, которые разделяли некоторые философы XIX столетия, а также два других ранних психолога: голландский Heymans и известный William James, согласно которому:
...имеется сплошная среда космического сознания, в которой наш коллективный разум плавает как в материнском море или в резервуаре. Наше обычное сознание ограничено приспособлением к нашему внешнему земному окружению, но заграждение местами слабое, и воздействия из потустороннего мира временами просачиваются, показывая общую связь, которая не может быть доказана иным образом" (James, 1909).

Французский пионер психодинамической психиатрии Pierre Janet развил родственную идею: он полагал, что все когда-либо существовавшее продолжает существовать, но на таком уровне и таким образом, что остается вне человеческого понимания; он полагал, что однажды для людей может стать возможным познание истории с помощью этой среды. Однако мало что в его впечатляющей работе говорит о его вере в то, что человеческое сознание или бессознательное – открытая система, связанная с большим целым. В течение короткого времени, оставаясь философом, он проводил опыты по внушению на расстоянии (интерпретированные другими как телепатическое внушение) со здоровой женщиной [5], но вообще говоря, его больше интересовала работа с психически больными людьми. Ради этого он начал изучать медицину и стал талантливым психиатром, которому мы во многом обязаны современным пониманием того, как человек может страдать от расщепления личности и как внушение может помочь восстановить контакт между частями личности. К этому времени он уже не ставил вопрос о том, может ли чрезвычайная восприимчивость, которую он обнаружил у некоторых людей (такая, как восприимчивость к внушению на расстоянии), повышать их подверженность психическим заболеваниям, а также не интересовался тем, как такие люди могли предохраняться от нежелательных впечатлений. Он полагал, что массаж – это полезное дополнительное лечение, когда психологические трудности отображаются мускульными спазмами, которые он считал застывшими эмоциями. Он видел в религии нечто, способное усилить моральное состояние личности, но несовместимое с более научным подходом к действительности.

В тот самый год, когда Janet сообщил о внушении на расстоянии, группа ученых из Оксфорда опубликовала гораздо более обширное исследование пси-подобных инцидентов (Gurney, Myers и др., 1886). Они описали около 700 случаев экспериментальной и спонтанной телепатии, часть которых относилась к главным фигурам в истории гипноза, таким как Libault, Elliotson, Esdaile и Richet. Результаты этого исследования показали, что спонтанная телепатия намного чаще встречается между людьми, связанными эмоционально, и когда принимающий информацию расслаблен, а передающий ее возбужден или находится в опасности. Я полагаю, что это заключение важно для всех, кто профессионально связан с людьми, испытывающими трудности.

Отделение сферы (1900-1950 гг.)

В первой половине XX столетия психологи больше всего были заняты такими предметами, как чувственное восприятие и теория познания. Позднее последняя оказалась особенно полезной для понимания терапевтических отношений, хотя сознание (оставляя в стороне космическое сознание) оказалось на это время совершенно вне внимания психологов. Какое-то время парапсихология поддерживала связь со специалистами по уходу, поскольку Myers, Hyslop и Prince прилагали усилия для того, чтобы понять возможную взаимосвязь между пси-подобными инцидентами и психической болезнью, в частности – дезинтеграцией личности. Однако, к 1925 году эта связь была утрачена, а парапсихология сведена к лабораторной исследовательской работе с карточками.

Возможно, наиболее перспективный путь исследования с точки зрения интеграции этих двух областей был предложен психодинамической психиатрией. Фрейд считал, что феномен религии можно удовлетворительно объяснить скрытыми желаниями, – человеческая беспомощность породила страстную потребность иметь сильного отца. Однако спорные вопросы парапсихологии были центральными в расхождениях между Фрейдом и Юнгом: хорошо известен призыв Фрейда к Юнгу не погрузиться в грязный поток оккультизма. Менее известно, что Фрейд вскоре после этого высказывания стал членом Society for Psychical Research (Общества психических исследований) и оставался им до самой своей смерти. В последние два десятилетия своей жизни Фрейд гораздо больше симпатизировал гипотезе о телепатии как о возможном феномене в курсе психоанализа.

В течение всего этого времени, как бы ни расходились интересы у психологии и психиатрии, у них было одно общее аналитический и до некоторой степени детерминистический, механистический взгляд на развитие человека: проблемы, имеющие место в настоящем, обычно рассматривались как результат предшествующего процесса познания и/или бессознательных психологических травм. Вследствие этого предубеждения была почти упущена другая важная истина – тот факт, что интегрирующие и самоисцеляющие силы могут быть найдены в настоящем и даже в бессознательном пациента. Юнг (1963), Maeder (1949) и Assagioli (1965), каждый по-своему, подчеркивали наличие этих творческих сил в людях, испытывающих душевные страдания; каждый из них допускал также большую или меньшую открытость бессознательного, придерживаясь предшествующих воззрений таких психиатров, как Fechner, Heymans и James. Быть может, это не случайное совпадение, что все они прошли часть своего обучения в больнице у такого психиатра, как Блейлер, который был широко известен как один из немногих, кто мог создать благотворные отношения для лечения больных в состоянии психоза.

Юнг считал, что архетипы (которые могут проявляться в пси-подобных инцидентах) возникают из коллективного бессознательного с большей частотой во время психотических эпизодов. Maeder пытался найти для каждого больного мудрый и целительный древний образ, который он уподоблял Сократовскому демону; он считал, что должное применение этого направляющего образа в психотерапии может значительно сократить время, необходимое для проведения курса лечения. Оба они, Юнг и Maeder, придерживались мнения, что видения больного могут являться откровениями целебной мудрости, а иногда – телепатическими восприятиями и сверхчувственными предвидениями-знаниями, которые сильно напоминают описания глубокого транса в древних храмах и описания, сделанные в XIX веке. Assagioli проявил замечательную чувствительность в своей лечебной работе с целительными символами и с проецированием высшего "Я" пациентов на их психотерапевтов, кумиров и возлюбленных. В 1930-е годы он писал о духовном развитии и связанных с ним психических заболеваниях. Он подчеркивал, что важно быть исключительно внимательным и деликатным при любой попытке открыть бессознательное больного, который проявил телепатическую чувствительность; он предупреждал, что бессознательное такого субъекта может содержать информацию, которая не является частью его личной истории и которая может быть разрушительной для самосознания личности.

Интеграция: современный вызов

Со времени окончания второй мировой войны имело место освежающее взаимное влияние теорий и методов лечения в психологии и психиатрии. Третья, гуманистическая сила ввела понятие саморегулирования и таким образом содействовала восстановлению более творческого взгляда на сознание и бессознательное. Это был период, в течение которого мы на Западе должны были отказаться от нашего колониального высокомерия и переоценить духовные традиции Востока с их глубокой психологической мудростью и признать общие особенности, присущие целительным ритуалам "третьего мира", целительству медиумов и психотерапии.

Это привело к современному возрождению практики, связанной с народным целительством, с по крайней мере двумя наиболее важными особенностями:

применение ориентированных на тело приемов для решения проблем психического здоровья и тренировка в различных способах восприятия действительности сознанием – весьма характерные черты, от которых психология и психиатрия XIX века пытались отказаться в годы увлечения магнетизмом. Теперь имеется огромное количество знаний о медитации и проводятся исследования (как пациентами, так и психиатрами) ее целительных возможностей (Shapiro и Walsh, 1984; Kwee, 1990). В 1969 году парапсихологи получили научное признание American Association for the Advancement (Американской Ассоциации Научного Прогресса).

Однако все еще есть необходимость в исследовании вопросов, касающихся как психического здоровья, так и парапсихологии: это вопросы, которыми исследователи в значительной степени пренебрегали из-за старого раскола между двумя отдельными отраслями знаний, но которые могут быть весьма полезны для понимания и лечения психических заболеваний.

Нам нужно исследовать, например:
может ли и каким образом психическая чувствительность (сознательно или как-то иначе) и духовное или трансцендентное измерения способствовать психологическому замешательству или психопатологии;
может ли психологическая травма повысить психическую чувствительность [6]
может ли обладание такой чувствительностью и/или обученность в духовной области помогать людям, имеющим проблемы с психическим здоровьем;
может ли практика в духовной области и/или более тонкие подходы к телесной энергетике (включая приемы самопомощи) быть полезной для восстановления душевного равновесия.

Личные знания и понимание тех, кто слышит голоса, необходимы для этого процесса, и эта книга содержит широкий спектр описаний их опыта. Ясно, что есть огромная разница между слышанием угнетающего голоса, который передает пугающие или пагубные послания, и слышанием голоса, который дает полезную информацию и может творчески влиять на жизнь слышащего. В Resonance Foundation тем, кого смущают голоса, которые они слышат, предлагают как минимум одну важную возможность: открыто поделиться этими переживаниями.

Я заканчиваю эту главу тем, что в недалеком будущем могут быть еще новые возможности для тех, кого беспокоят их голоса:
мы в нашей организации полностью открыты для самой широкой дискуссии об опыте, касающемся трансцендентного, так называемого экстрасенсорного и духовного. В процессе распространения информации о нашем опыте атмосфера откровенности может привести к удивительным открытиям. Психологи и психиатры могут многое почерпнуть из личных знаний своих пациентов – в конце концов, это уже произошло.


Примечания
[1] В парапсихологии "пси" – это собирательное наименование, применяемое для обозначения таких психических феноменов, как телепатия, экстрасенсорное восприятие, экстрасенсорное предвидение и психокинез.
[2] Колдовство – это смесь того, что мы назвали бы сегодня народной медициной, внушением и, возможно, психокинезом. Современным эквивалентом предсказывания были бы ясновидение и сверхчувственное восприятие. Черная магия была подобна тому, что мы теперь знаем как спиритизм.
[3] Чести канонизации удостаивались те благочестивые люди, которые не представляли опасности для церковной власти и могли бы даже содействовать росту ее престижа; поэтому святые могли совершать чудеса, за которые других преследовали.
Состояние одержимости, в соответствии с Rituale Exorcistarum (Ритуалом изгнания духов), могло характеризоваться следующим: говорение или понимание слов на иностранном языке, который никогда не изучался; доступ к информации об отдаленных или скрытых объектах (это включало бы также сверхчувственное восприятие) и сверхъестественную силу выражения. Считалось, что все эти чудеса – результат принудительной и нежелательной связи с дьяволом; поэтому одержимость рассматривалась как болезнь, которую можно было излечить изгнанием духов и молитвой.
Ересь и колдовство не исключали друг друга: как еретики, так и колдуны могли быть приговорены к смерти. Ересь заключалась в провозглашении веры, не соответствующей доктрине церкви; такая вера могла основываться на чудесах, а могла быть инспирирована сенсорными и интеллектуальными восприятиями. Однако такие чудеса считались результатом добровольной связи с дьяволом.
[4] Mesmer сообщает, что одна из его первых пациенток ощущала почти болезненный острый поток вначале во всех направлениях в животе, который затем внезапно устремлялся в обе ноги. Те, кто обучался современной телесно ориентированной психотерапии, могут опознать то, что упоминается теперь как "заземление". Однако, во времена, когда жил Mesmer, научный и социальный климат был весьма неблагоприятным для любого признания об этих переживаниях. Большая часть историков согласна с тем, что период между 1500 и 1800 годами характеризовался растущим отчуждением от физического и тактильного опыта, включая сексуальность, и что голоса женщин (которые склонны быть более чувствительными к своим внутренним телесным переживаниям, чем мужчины) становились все молчаливее по мере того, как уменьшались их возможности получения образования.
[5] Итоги этих экспериментов подвел также Richet (1923), который принимал участие в некоторых из них.
[6] Эта гипотеза была ранее сформулирована Ferenczi в 1930-е годы.

Ссылки
Achterberg, J. (1985) Imagery in Healing: Shamanism and Modern Medicine; New Science Library, Boston.
Assagioli, R. (1938) Spiritual Development and its Attendant Maladies; Hibbert Journal, vol. 36; reprinted as chapter 2 in Assagioli's Psychosynthesis (1965); Penguin.

Colquhoun, J. C. (1833) Report of the Experiments on Animal Magnetism; reprinted 1975 by Perspectives in Psychical Research, New York.
Edge, H. L; Morris, R. L; Palmer,].; Rush, J. H. (1986) Foundations of Parapsychology; Routledge, London and New York.
Ehrenwald, J. (1977) Psi, Psychotherapy and Analysis; in Wolman, B. (Ed.) Handbook of Parapsychology; McFarland, London.
Ellenberger, H. F. (1970) The Discovery of the Unconscious; Basic Books, New York.
Gurney, E.; Myers, F.; Podmore, F. (1918) Phantasms of the Living; Kegan Paul, London.
Heery, M. W. (1989) Inner Voice Experiences: an exploratory study of thirty cases; Journal of Transpersonal Psychology, vol. 21, no. 11, pp. 73-82
James, W. (1909) The Final Impressions of a Psychical Researcher; originally published in the American Magazine, October 1909; reprinted in Mishlove (1975).
Janet, P.; see Pierre Janet and Psychological Analysis; in Ellenberger (1970).
Jones, E. (1957) Sigmund Freud, Life and Works, vol. 3, pp.402-436; Basic Books, New York.
Kwee, M. G. Т. (1990) Psychotherapy, Meditation and Health. A cognitive-behavioural perspective; East-West Publications, London & The Hague.
Maeder, A. (1949) Selbsterhaltung und Selbstheilung; Waldstadt, Einsiedein.
Masson, J. M. (1984) The Assault on Truth; Farrar, Straus and Giroux, New York.
Mishlove, J. (1975) The Roots of Consciousness: psychic liberation through history, science and experience; Random House, New York.
Patanjali (1969) The Yoga Aphorisms of Patanjali, with a commentary by Swami Prabhavanda; Vedanta Soc., New American Library, New York.
Reichenbach, K. von: Letters on OD and Magnetism; in Regush, N. M. (Ed.), New York.
Richet C. (1923) Trait de Metapsychique; Librairie Flix Alcan, Paris.
Shapiro, D. K, Walsh R. N. (1984) Meditation: classic and contemporary perspectives; Aldine, New York.
Silverman, S. (1988) Correspondences and Thought- Transference during Psychoanlysis; Journal of the American Academy of Psychoanalysis, vol. 16, no. 3, pp.269-294.
Ullman, M. (1977) Psychopathology and Psi Phenomena; in Wolman, B. (Ed.) Handbook of Parapsychology; McFarland, London.
Wolman, B. (1986) Protoconsciousness and Psychopathology; in Wolman, В., Ullman, M. (Eds.) Handbook of States of Consciousness; Van Nostrand Reinhold Company, New York


Часть 2.

Хостинг от uCoz