Информация для людей стремящихся к духовному саморазвитию.

 

Вышерасположенная информация предназначена моим рекламным агентам

Главная страница сайта.

Библиотека эзотерики Малышева (БЭМ).

Л.Уотсои.

Ошибки Ромео.

Часть 1.

(фрагмент произведения).




Итак, во второй части книги я рассмотрю вопрос о выживании после смерти, сначала обсудив его биологические возможности, а затем внимательно ознакомившись с фактами, подтверждаю-щими этот феномен.
Глава IV
ЛИЧНОСТЬ И ТЕЛО

Данные психологии, биологии и антропологии наводят нас на мысль, что жизнь и смерть сосуществуют, поддерживая постоянно меняющиеся динамичные отношения, разрушающиеся только в том случае, если материя теряет все следы упорядоченности, обеспечивающей их взаимодействие. Это состояние я назвал готой. Состояние, определяемое как клиническая смерть, это всего лишь стрелка указателя, скользящая по шкале жизни, упорно приближаясь к тому полюсу, который обозначает готу. Я думаю, что с развитием техники клиническая смерть в конечном итоге отодвинется к самому краю шкалы и совпадет с готой и тогда многие из ныне существующих противоречий будут автоматически разрешены.
А пока что давайте рассмотрим ту часть шкалы, которая все еще разделяет клиническую смерть и готу, и предварительно условимся для удобства дальнейшего рассуждения, что жизнь в каком-то смысле продолжается и на этом участке. Мы имеем в виду жизнь после клинической смерти.
Никто не оспаривает тот факт, что органическая деятельность тела не заканчивается в момент подписания доктором свидетельства о смерти. Все споры касаются только значения этой деятельности для индивида, которому принадлежало тело, то есть для некой сущности, которую мы обычно называем личностью. Личность можно определить как то, что дает возможность предсказать поведение индивида в конкретной ситуации. Это функция стимулов, порожденных данной ситуацией. Информация, поступающая из любой среды, воспринимается органами чувств и передается в мозг, так что весь спор сводится к вопросу, может ли отдельная личность существовать без такой обратной связи.
Млекопитающие, ведущие ночной образ жизни, как, например,
кошки или грызуны, извлекают значительную часть информации
об окружающей среде из ощущений, полученных с помощью
длинных усиков, каждый из которых присоединяется к специализи
рованной группе мышц и нервных окончаний. Если усики отре-
зать, животное теряет способность ориентироваться и может даже
умереть. Курт Рихтер из Балтиморского исследовательского
центра обнаружил, что крысы с подрезанными усами часто вели себя очень странно. Одна крыса (непрерывно тыкалась носом в углы клетки и в чашку с пищей, ввинчиваясь в обследуемые предметы как штопор. Когда мы через четыре часа ушли из лаборатории, она все еще этим занималась. На следующее утро мы нашли ее мертвой, и даже самое тщательное вскрытие не помогло обнаружить ни причины, ни механизма смерти). Крыса, по видимому, умерла от шока, лишившись одного из наиболее важных органов чувств и частично потеряв чувствительность.
Изучение человека в условиях частичной потери чувствительности показывает, что нормальное функционирование мозга связано с постоянным возбуждением коры головного мозга сигналами, поступающими из его ствола. А работа последнего зависит, в свою очередь, от постоянного напора информации, поступающей из органов чувств.

Создается впечатление, что глаза, нос и уши помимо своей основной задачи обеспечения информацией о внешних образах, звуках и запахах накапливают еще и стимулы, предназначенные для поддержания уровня возбуждения головного мозга. Не так уж важно, что именно они сообщают, пока они продолжают посылать сигналы. Если поток сигналов слишком однообразен или вовсе иссякает, кора головного мозга обнаруживает признаки дезорганизации, и мозг начинает работать аномально (То же самое происходит у людей живущих в замкнутых пространствах: жизнь в горах, тюремное заключение, замкнутый образ жизни и т.д. Замедляется интеллектуальное и эмоциональное развитие человека, либо меняется направление этого развития ( в случае например интенсивного саморазвития Малышев.). Нарушается восприятие, и меняется сама личность. Меняется длина волн, испускаемых мозгом, искажается мышление, появляются галлюцинации. Проводя долгие часы за рулем, водители грузовиков начинают видеть призраки, например, гигантских красных пауков на ветровом стекле. Пилоты переживают мистические видения полета ангелов. В одиночных камерах у заключенных развивается острая паранойя. Чем меньше стимулируются органы чувств, тем острее симптомы, и говорят даже, что полное пресечение внешней информации приводит к остановке деятельности мозга. Для человеческого выживания необходима меняющаяся среда. Кристофер Верни, долго сидевший в одиночке, заканчивает рассказ о ней словами: <Разнообразие - это не дополнительная острота жизни, это сама ее суть>.


Процесс умирания, в ходе которого растущий беспорядок в организме препятствует получению чувственных стимулов, это процесс постоянного сокращения чувственного восприятия. Мы знаем, что отсутствие хотя бы одного органа чувств вредно воздействует на организм. Встает вопрос: как далеко может зайти такое сокращение внешней информации, прежде чем само понятие личности и индивидуальности потеряет смысл? Рассмотрение этой проблемы предполагает прежде всего выяснение той роли, какую играют в определении личности как внешние, так и внут ренние физические факторы.
Психологи, работающие с животными в неволе, всегда сталкиваются с разнообразием особей, составляющих любую популяцию. Различия в поведении животных приписывались генетической изменчивости, экспериментальным ошибкам, температуре в лаборатории и фазам луны. Все эти факторы могут влиять и дейсвительно влияют на реакцию животного в предложенной ситуации, но самым важным источником разнообразия окажется, вероятно, неодинаковость прошлого опыта.


Личность, хотя бы частично, формируется под влиянием внешних физических факторов.
Она зависит и от химических факторов. Эжен Марэ описывает поведение колонии термитов, которых он наблюдал в момент тревоги за матку. Кусочек глины отлепился от крыши ячейки матки и упал на нее. <Матка реагировала на шок только ритмическими движениями головы, вытягивая и втягивая ее. Рабочие муравьи внутри муравейника немедленно прекратили работу и стали бесцельно бродить небольшими группами... Даже в дальних углах муравейника прекратилась всякая работа. Повсюду собирались большие муравьи-воины и работяги, все страшно возбужденные. Проявилось стремление собираться в группы. Не оставалось ни-каких сомнений, что испытанное маткой потрясение за несколько минут достигло самых дальних закоулков муравьиного жилища>.
Повреждение обычного канала коммуникации изменило поведе
ние членов колонии. Известно, что этот канал имеет химическую
природу, когда связь и чувство принадлежности к группе под
держиваются социальным гормоном, который выделяется маткой
и доносится до каждого члена колонии изо рта в рот. Если рабочие муравьи забредают в чужую колонию, на них нападают и убивают, но если первой погибает матка, ее муравьи прекращают работу и движутся к соседнему муравейнику, где их охотно принимают. Без химического подкрепления, исходящего от матки, они теряют индивидуальность, и становятся анонимными подданными, готовыми присягнуть новой матке и принять новый химический контроль.


Точно так же поддерживается организованность улья. Матка выделяет вещество, которое распределяется демократически, чтобы каждая пчела сосредоточилась на определенной цепочке инстинктивных влечений, ведущих к достижению нужных результатов. Это маточное вещество действует объединяюще, в точности как транквилизаторы, ослабляющие симптомы умственных рас-стройств и тревогу, тем самым позволяя пациенту направить свои действия к конструктивной цели. Сотни лет экстракт корня сенеги (растения Rauwolfia serpentina) использовался в Индии для лечения целого ряда заболеваний, включая эпилепсию и тревожность. В 1953 г. это вещество появилось на Западе в виде лекарства резерпина, действующего как успокаивающее средство, препятствующее гипоталамусу вырабатывать чрезмерное количество возбуждающих веществ. Теперь мы знаем, что химическая структура вещества, производимого маткой, сходна с веществом, контролирующим деятельность гипоталамуса. В организме колонии му-равьев или пчел именно матка занимает место мозга, и одна из ее задач - выполнять функции гипоталамуса. Она как бы является отдельной особью, хотя и не может существовать самостоятельно. Удаление ее из колонии равносильно хирургической операции, когда разрезают кожу, чтобы добраться до внутренних органов.

Групповая принадлежность является прямым аналогом положения, существующего в нормальном человеческом теле, где гипоталамус контролирует эмоции без внешней помощи. Между внутренними и внешними факторами, управляющими поведением, почти нет функционального различия. Нам пока достаточно иметь в виду, что поведение как выражение индивидуальности и личностного начала находится в большой зависимости от социальных, физических и химических условий, в которые попадает тело.


Образ поведения человека часто строится в зависимости от ожидания окружающих его людей. Греки считаются страстными любовниками, и они из всех сил стараются поддержать эти представления. Если бы шекспировский Юлий Цезарь не был предубежден против Кассия за его <тощий и голодный вид>, возможно, ему в спину воткнулось бы одним ножом меньше.
Хотя <конституционная психология> Шелдона разрабатывалась на основе широких исследований, проводимых в США, где существует множество разных, часто смешанных расовых и физических типов, в той или иной мере оторванных от собственных культур, на основных принципах психологии личности это обстоятельство никак не отразилось. Критика этой теории (типологии личностей по Шелдону.Малышев) в основном сводилась к указанию на то, что мы не располагаем данными, позволяющими определить, каков характер влияния формы тела на поведение - чисто физический или опосредованно-социальный. Некоторые вообще не верят, что есть какая-то причинно-следственная связь между данными феноменами, но за последние тридцать лет эта область мало развивалась, и у нас нет ничего, кроме туманной и дразнящей теории.


Сексуальные стереотипы так же распространены, как куль
турные и расовые. У нас есть достаточные основания считать
некоторые личностные различия между мужчинами и женщинами
простым продуктом ролей, навязанных обществом, в котором они живут, хотя есть и чисто биологические основы психологических различий, связанных с полом. Мужчины и женщины различаются каждой клеткой тела. Только у мужчин есть маленькие Y хромосомы, ответственные за развитие по мужскому типу. Если они отсутствуют, развитие идет по женской модели. Но при этом важно помнить, что гены не контролируют поведение, они руководят химическими процессами, которые в конечном итоге приводят к появлению индивидов, различно устроенных и поэтому разно реагирующих на одни .и те же ситуации.
Женщины слышат лучше, чем мужчины: их умение распознавать и локализовать звуки превосходит возможности мужчины во всех возрастных категориях. Мужчины в свою очередь лучше видят. Эти половые различия не являются благоприобретенными, они присутствуют с самого начала. Психолог, старавшийся научить младенцев четырнадцати недель от роду смотреть на предмет, обнаружил, что ему удавалось выполнить свое намерение, когда он использовал в качестве подкрепления звуки для девочек и свет для мальчиков. В дальнейшем эти различия сказываются в том, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Они отчетливее произносят звуки, усваивают письмо' и орфографию быстрее и легче, их словарь обширнее, чем у мальчиков того же возраста. Мальчики же лучше ориентируются в пространстве.


Их визуальные способности проявляются в такой деятельности,
как метание в цель, расположение объектов по определенной
схеме и точное чувство направления. Эволюционное значение та-
ких различий очевидно. Продолжительная несамостоятельность
человеческого младенца означает, что женщина оказывается при
вязанной к ребенку на несколько лет, и она в значительной мере
рассчитывает на умение общаться. Мужчина, вообще более силь-
ный и проворный, сохранял свободу передвижения, поэтому ему
предназначалась роль охотника, а хорошее зрение и способность
ориентироваться на местности являются безусловными преиму-
ществами на этом поприще.
В ходе человеческой эволюции биологические и культурные
факторы совместными усилиями установили существенное разли
чие полов. Маленькая хромосома начала цепочку реакций, на
концах которой возникли две совершенно различные структуры
личности. Этолог Корин Хат представляет эти различия следую
щим образом: Мужчина физически сильнее, но менее гибок,
более независим, агрессивен, склонен к риску, честолюбив, ему
свойствен дух соревновательности в большей мере, чем женщине,
он обладает лучшими пространственными, числовыми и механи-
ческими способностями, склонен строить мир в терминах объек-
тов, идей и теорий. Женщина с самого начала обладает теми
сенсорными способностями, которые облегчают межличностное
общение. Она быстрее созревает физически и психологически,
она изысканно и умело пользуется языком, она воспитаннее,
дружелюбнее и последовательнее мужчины, она склонна строить
мир в терминах личностных, нравственных и эстетических цен-
ностей>.


Юнцы макак-резусов чаще, чем их ровесницы, угрожают друг
другу, затевают грубые подвижные игры. Самки предпочитают
сидеть спокойно, ухаживая друг за другом и отворачиваясь в
напряженной позе, когда к ним пытаются приблизиться. Хэрри
Харлоу из Висконсинского университета обнаружил, что младенцы
обезьян демонстрируют типичные черты мужской и женской
форм поведения, даже если их воспитывать в изоляции от соро-
дичей с проволочным чучелом вместо матери. Исследователь при-
ходит к такому выводу: <Очень трудно поверить, что эти различия
носят культурный характер, и невозможно представить, каким
образом наши неодушевленные поддельные матери могли бы
передавать культурные навыки своим детенышам>.
Теперь ясно, что существуют биологические детерминанты,
действующие на всех стадиях развития и определяющие разли-
чия в способностях и личностных характеристиках мужских и
женских особей. Споры о том, какая модель хуже или лучше,
какой пол развитее, не имеют отношения к проблеме, и их решение
полностью зависит от того, что сравнивается и кем. Анализируя
проблему мужского и женского полов, мы с уверенностью можем
сказать лишь одно: они различны.


Не приходится сомневаться, что личностные и психологиче
ские различия имеют биологическую основу. Они частично опре-
деляются конкретными генетическими факторами, а частично-
теми факторами окружающей среды, которые воздействуют на
развитие индивида. Процесс развития личности включает отбор
определенных факторов окружающей среды и характерное для
данного пола толкование. Личность развивается подобно кристал-
лу, чья уникальная структура постепенно формируется из содер-
жащего его раствора. Из такого сложного раствора, как морская
вода, образуется'много кристаллов, но их состав ограничивается
теми типами молекул, которые встречаются в этой среде. Любое
изменение окружения непосредственно отразится на материи, ко-
торая из него рождается. Даже полностью развитая личность
может резко измениться под воздействием чисто физических
функциональных расстройств или химического препарата, влияю-
щего на физиологические процессы, связанные с сохранением
личности.
Исследования возрастных изменений личности показы-
вают, что хотя некоторые из них, скажем чрезмерная недоверчи-
вость или осторожность, являются прямым следствием физической
слабости, но есть и более тонкие изменения, например уход в себя
или снижение эмоциональности, дающие основания предполагать,
что физиологическое старение сопровождается параллельным
процессом психологических изменений.


Дин Маттьюз предложил рабочее определение жизни после
смерти, имеющее определенный биологический смысл. Его гипо-
теза такова: <Центр сознания, существовавший до смерти, не
прекращает своей деятельности и после нее, сохраняя непрерыв-
ность опыта сознания и после смерти, аналогично тому, как это
происходит сразу после сна>. Это очень ценная идея, поскольку
она поднимает проблему непрерывности и напоминает нам, что
перерывы сознания случаются с каждым при жизни.
Мы уже рассматривали сон и смерть и то, что их объединяет,
но важно помнить, что сведение к минимуму сенсорных стимулов,
воздействующих на тело извне, ведет к засыпанию, а резкое
уменьшение стимулов, поступающих изнутри тела, вызывает сон
без сновидений
. После клинической смерти внешние стимулы
сводятся к минимуму. Об этом свидетельствует отсутствие элект
рических сигналов, поступающих от органов чувств в мозг и несу-
щих информацию о, внешних стимулах. Внутренние стимулы
тоже постепенно ослабляются и вскоре прекращаются совсем,
так что складывается впечатление, что сознание во время смерти
еще пассивнее, чем во время сна.

Насколько мы знаем, центр
сознания располагается в коре головного мозга. Натаниель Клей-
ман из Чикагского университета удалял хирургическим путем кору
головного мозга собак и обнаружил, что, поправившись после
операции, собаки большую часть времени спят без сновидений,
но периодически просыпаются, чтобы есть, пить и испражняться,
а затем снова засыпают. Сознание и бодрствование не синонимы.
Можно бессознательно бодрствовать, и, как показывает анализ
сновидений, сознание, безусловно, способно работать во время сна.
Размышляя о внетелесной личности, я, как биолог, убедился,
что не способен представить, как такая отвлеченная сущность
может испытывать какое-либо переживание. Без органов чувств
она должна воспринимать мир как видение, лишенная конеч
ностей, эта сущность способна воздействовать на среду только
с помощью психокинеза, отсутствие структур, подающих звуко
вые, зрительные или обонятельные сигналы, оставляет на ее долю
лишь телепатическое общение. С биологической точки зрения эти
явления возможны, но они столь резко отличаются от наших
обычных способов взаимодействия со средой, итак велико отли-
чие любого переживания после клинической смерти от тех чувств,
которые мы испытываем во время жизни, что у нас вряд ли есть
основания считать такой опыт продолжением повседневных ощу-
щений. Если личность продолжает существовать после смерти, то
ее характер будет, вероятно, совсем другим, чем у живого су-
щества, он переменится до неузнаваемости. Тот опыт, который
мы переживаем во сне,- единственное биологическое сравнение,
возможное в настоящий момент.


Во сне бывают ощущения цвета, звука, текстуры, температуры,
запаха, вкуса, боли и другие переживания, доступные нашим
органам чувств в состоянии бодрствования. В снах мы бегаем
и прыгаем, ласкаем и убиваем, пользуясь органами тела, которые
кажутся нам в это время столь же реальными, как и днем. Мы
встречаем знакомых и посторонних людей и ведем заинтересо-
ванные и зачастую очень умные разговоры, и все это только в вооб-
ражении. Возникает впечатление, что каждый человек распола-
гает всеми необходимыми механизмами для создания подробно
разработанных, связных и непрерывных образов без помощи всех
тех внешних стимулов, которые образуют основу нормального
бодрствующего восприятия.
В ситуации сна действуют наши
обычные повседневные личности. Хотя на самом деле, если ве
рить интерпретации сновидений у Фрейда, мы испытываем нечто
большее, впуская в сознание подсознательные личностные особен-
ности, в дневное время глубоко упрятанные. Таким образом,
во время сна поток сознания располагает всем необходимым
для того, чтобы личность могла продолжать испытывать внут
ренне связные переживания без одновременного подкрепления
внешней стимуляцией. Этот механизм сам по себе мог бы служить
хорошим объяснением полноты жизни и сохранения человеческой
личности после клинической смерти, если бы нашлись доказатель-
ства его независимости от физиологии тела.


В одном из самых древних толкований сновидений предлага
лось считать, что они являются продуктом сигналов, которые
внутренние органы продолжают посылать в мозг даже во время
сна. Фрейд однажды наелся перед сном соленых анчоусов и сооб-
щил, что ему снилось, как он все время пьет воду. Лабораторные
эксперименты показывают, что жужжание или брызги воды в лицо
спящего человека часто совпадают с рассказами испытуемых
о снящихся самолетах или водопаде, но нет никаких данных, что
большинство сновидений возникает таким физиологическим спо-
собом ( какие же анчоусы есть плод, находящийся в матке

беременной женщины?Беда с этим Фрейдом. Малышев.)

Всякий сон сопровождается невероятным внутренним
напряжением. В 1952 г. был проведен опыт, связавший быстрое
движение глаз с началом сновидения, и это было первым на
дежным указанием на переход от обычного сна к сновидению
но этим физические изменения, разумеется, не ограничиваются.
Пульс и дыхание становятся неровными, давление крови превы-
шает нормальный уровень, характерный для состояния бодрство-
вания, увеличивается потребление кислорода, резко поднимается
уровень гормонов адреналина и кортизона в крови, температура
мозга достигает предельной величины. Горячий мозг является
показателем быстрого обращения энергии и встречается в состоя-
нии бодрствования только в периоды ярости или кризиса.По
данным измерений, в момент начала сновидения единичная клетка
мозга переходит от медленной регулярной разрядки, свойственной
состоянию бодрствования или обычного сна, к взрывам неконт
ролируемой активности.

Те физические изменения во время сно
видения, которые можно измерить, являются результатом самого
процесса сновидения, что явствует из полученных данных.
Пять-шесть раз за ночь каждый из нас проходит через это
телесное возбуждение. По-видимому, мы в нем нуждаемся, по-
скольку лишение сновидений приводит к неоправданному воз-
буждению и неврозам в состоянии бодрствования
. Вильям Де-
мент и его сотрудники из Станфордского университета несколько
лет работали с кошками и обнаружили, что более чем двадцати
дневное лишение сновидений приводило кошек в беспокойное
и напряженное состояние и, кроме того, наблюдались признаки
увеличенной реакции. По чистой случайности одна из.этих возбу
димых кошек получила слабый электрический шок из-за неисправ
ности записывающего устройства, к которому она была подклю
чена. В обычном случае такой стимул не произвел бы никакого
заметного действия, эту же кошку он довел до конвульсий. Мозг,
лишенный возможности видеть сны, становится крайне возбуди
мым, и, если ему вновь позволить спать без внешних вмешательств,
он, чтобы восполнить недостачу, впадает в длительный период
непрерывных сновидений. После того как закончились конвуль-
сии, станфордская кошка заснула, но мониторы показали, что
она видела сновидения не чаще, чем другие, не участвовавшие
в эксперименте кошки. Электрический шок, закончившийся кон-
вульсиями, дал, по-видимому, ту разрядку, какую тело обычно
получает во время сновидения.


Это поразительное открытие побудило Демента исследовать
картину сна людей до и после электрошоковой терапии. И каждый
раз после лечения наблюдалось меньше сновидений, чем до него.
Нам кажется, что ураган в мозгу пациента, вызываемый электри-
ческим разрядом, можно прямо сопоставить с бурей, разражаю-
щейся во время сновидения. Сон получает значение одной из форм
терапии, освобождения из-под психологического контроля и раз-
рядки нервного напряжения, накапливающегося каждый день.
Очень силен соблазн сравнить этот тип разрядки с конвульсиями
эпилептика.

После припадка большинство эпилептиков засыпает. Многие
эпилептики переносят припадки во время сна, но очень редко
на стадии быстрого движения глаз. Частота волн на энцефало-
грамме во время эпилептического припадка напоминает мозг
в состоянии активного сновидения, и вспышка света, которая
вызывает искусственный припадок, тождественна по частоте
волнам, появляющимся в самом начале сновидения. Начинает
казаться, что эпилептики по какой-то неизвестной причине лишены
сновидений. Состояние сновидения, как и эпилепсия, неизбежно
вызывает резкие изменения химии мозга, но до сих пор никто
не смог отчетливо указать источник как того, так и другого явле
ния. В приступах <великого безумия> и в горячке сумасшедших
видений сна системы тела разгоняются вплоть до пределов вынос
ливости организма. Должна существовать очень серьезная при
чина подвергать себя такому риску пять раз в сутки.


Мы начинаем видеть сны в очень раннем возрасте. Уже в
раке матки длинные медленные волны релаксации прерываются
напряженными быстрыми волнами сновидения. Новорожденный
младенец в основном спит и почти все время находится в состоя-
нии парадоксального сна. Прежде чем появится ортодоксальный
сон, нервная система должна достигнуть определенной степени
зрелости. Новорожденный котенок проводит половину времени
в состоянии бодрствования, ползая с закрытыми глазами и требуя
еды, а половину суток спит, видя сны. Он переходит из одного
состояния в другое непосредственно, без промежуточного периода
ортодоксального сна, который бывает у всех взрослых особей.
К концу первого месяца сутки поровну распределяются между
бодрствованием, сном и сновидением, затем длительность бодрст-
вования и ортодоксального сна увеличивается. Взрослая кошка,
как и человек, двадцать процентов времени, отпущенного на
жизнь, спит и видит сны.
У меня нет никаких сомнений, что быстрое движение глаз
животного во время сна означает сновидение. Владельцы домаш-
них животных всегда считали, что кошки и собаки, сопящие,
скулящие, виляющие хвостом или поднимающие уши во сне, видят
сновидения. Но как доказать это? Невозможно же спросить жи-
вотное, видит оно сны или нет, однако Чарльз Воган из Питтсбург-
ского университета именно так и поступил. Как большинство
самых ярких открытий, это наблюдение было случайным и произо-
шло во время экспериментальной проверки реакции макак-резу-
сов на ограничение чувственного восприятия. Обезьян сажали
в кресло в модифицированной телефонной будке и наказывали
электрическим разрядом всякий раз, когда им не удавалось
достаточно быстро нажать рычаг при виде возникающего перед
ними на экране образа. Им показывали разные слайды, и макаки
очень успешно нажимали на. рычаг, успевая безошибочно исполь-
зовать его до трех тысяч раз в час. Затем Воган включил стан-
дартный звук падающей воды, вставил подопытным темные кон-
тактные линзы и полностью отгородил кабину от всякой внешней
стимуляции. Он думал, что в ситуации полной монотонности
обезьяны, как и люди, будут видеть галлюцинации и в результате
выработанного рефлекса нажимать на рычаг. К сожалению,
обезьяны реагировали на монотонность в точности, как люди,-
они заснули. Вот тут-то исследователи и были вознаграждены
открытием. Обезьяны, как только их глаза стремительно задвига-
лись во сне, стали нажимать на рычаг. Их сновидения длились
по нескольку минут, они видели образы, глубоко дышали, разду-
вали ноздри, корчили рожи и издавали различные звуки, нажимая
все время на рычаг.

Этот же эксперимент проводится сейчас
с крысами, кошками и собаками, и в настоящее время проектиру-
ются системы со многими рычагами, предназначенными для раз-
личных объектов, так что животные скоро расскажут нам о своих
снах.
Парадоксальные сны видят только теплокровные позвоночные.
Рыбы и рептилии, конечно, тоже спят, но только обычным легким
сном ( так как практически не имеют коры головного мозга, а значит и связи с Информационной Вселенной. Малышев). На эволюционной шкале модели сновидения появляются
впервые у птиц. До сих пор широко обследовались только голуби
и цыплята, и у обоих видов были отмечены короткие вспышки
парадоксального (глубокого.Малышев.) сна, длящиеся не дольше пятнадцати секунд.
Сновидение отнимает меньше одного процента их жизненного
времени, но, возникая, следует привычной модели, характерной
для млекопитающих. Все обследования млекопитающих показали,
что каждое из них проводит хотя бы часть времени, отведенного
на сон, в состоянии сновидения. В этом состоянии мышцы тела
менее напряжены, чем при обычном сне, и неудивительно, что
хищники могут позволить себе видеть сны чаще и свободнее, чем
их жертвы. Сновидение тесно связано с работой мозга, поэтому
более длительные периоды сновидения у таких животных видов,
как кошки, еноты, обезьяны и люди, по сравнению с овцами и кро-
ликами нельзя считать чистым совпадением. Ведь первые обла-
дают более высоким уровнем сознания и умственной деятельности.

Сновидения, вероятно, существенно связаны с развитием и инте-
грацией сознания.


Одна из теорий, объясняющих сновидение, полагает, что
мозг с пользой усваивает события прожитого дня, вновь про-
смотрев некоторые из них, сравнив их с предыдущим опытом
и лишь затем сложив в хранилище памяти. Эта теория хорошо
объясняет сновидение как долг по отношению к скопившейся
в коре головного мозга разрозненной информации. Нам известны
два типа памяти: краткосрочная (с ее помощью мы запоминаем
номера телефонов, пока вертим диск автомата) и долговремен
ная (позволяющая нам запоминать номера навсегда). Мы дога
дываемся, что перенос значимых отрезков недавнего опыта и:
областей временного хранения в место хранения долгосрочной
информации, где бы оно ни находилось, осуществляется гиппо
кампусом, выступом в форме рогов оленя в нижней части мозга
Эта структура функционирует все время, но особенно интенсив
но - у молодых млекопитающих и во время сновидения.


Несколько лет назад был проведен прекрасный маленький
эксперимент с хомяками, показавший, что для закрепления памяти
необходимо время.
Каждый день хомяков запускали в сложный
лабиринт, а после этого они получали электрический разряд. Если
электрошок производился через четыре часа после запуска, он
не влиял на обучение. Если шок происходил через час, он ухудшал
обучение, а через минуту после лабиринта - полностью разрушал
долговременное запоминание. Хомяки, получавшие шок сразу же
после выполнения задания, должны были начинать прохождение
лабиринта каждый день с нуля. Механизм краткосрочной памяти
имеет, по-видимому, электрическую природу, которая настолько
разрушается другим электрическим стимулом, что не может перей-
ти в долговременную форму
. Долгую же память ничем нельзя
разрушить.
Алкоголики часто не помнят, что они делали два часа
тому назад, но зато всегда готовы попотчевать компанию подроб-
ными воспоминаниями детских лет. То же самое происходит,
когда хомяки получают возможность сначала запомнить лабиринт,
а уж потом подвергаются воздействию, останавливающему вся-
кую электрическую активность мозга. Придя в себя, они помнят
все повороты и изгибы лабиринта. Заморозка в хирургических
целях также не нарушает памяти человека, но, если поврежден
гиппокампус, новая долговременная память уже не может сформи-
роваться.


Больных эпилепсией иногда лечат путем хирургического уда-
ления всей височной доли. После операции, разрушающей гиппо-
кампус, показатель умственных способностей пациентов остается
неизменным, сохраняется память о прошлом, профессии и родст-
венниках, но новая информация удерживается только на короткое
время. Эти люди могут совершенно забыть только что прочитанную
и понятую статью, смерть родственника рождает скорбь, но
через час все уже забыто, и, если спросить такого человека об
умершем родственнике, он ответит, что в прошлый раз тот был
вполне здоров. Правда, без гиппокампуса нет припадков, но нет
также новых воспоминаний или снов. Здесь мы снова находим
подтверждение связи между мозговыми бурями эпилепсии и сно-
видениями, и на этот раз связи функциональной. Теперь нам
нужно понять только одно - где хранится память.


Теории памяти распадаются на два полярных представления,
подобно философской проблеме определения слова <река>. <Что
называется рекой - вода, текущая по руслу, или русло, прорытое
водой?> Тот факт, что деятельность мозга может быть приоста-
новлена без ущерба для памяти, дает основания считать, что
река остается рекой, даже если высохнет, и, следовательно, те,
кто защищает теорию русла, ближе к истине. Если мы упражняем
мышцы, то их волокна становятся темнее, а деятельность мозга
не приводит к подобному изменению нервных или мозговых клеток.
Эксперименты с плоскими червями и крысами показали, что новые
навыки приводят к изменению в структуре и распределении
ядерных кислот в нервных клетках.
Инъекции измененных моле-
кул необученным животным служили, по словам эксперимента-
торов, способом передачи знания, однако чистота этих опытов
до сих пор вызывает сомнения у многих исследователей. Пред-
ставляется маловероятным, чтобы долговременная память храни-
лась с помощью химических изменений такого типа. Любая тео-
рия, опирающаяся только на статические изменения в отдельной
нервной клетке, не может объяснить, почему такая жестко локали-
зованная память не нарушается при обширных повреждениях
черепа.


Подвергая электрическому стимулированию мозг, обнаженный
во время хирургической операции под местным наркозом, мы
наблюдаем различные специфические реакции, но большинство из
них носит характер непосредственного ответа, не связанного
с прошлым опытом или памятью.
Можно разрушить обширные области мозга, не причинив ущер-
ба ни одному конкретному восприятию. Существуют записи,
фиксирующие серьезные повреждения мозга вследствие травм,
опухолей, нарушения кровообращения, ранения и старости. Па-
циенты могут терять способность суждения или обучения, утра-
чивать физическую чувствительность, возможны глубокие психи-
ческие изменения, но память о прошлом опыте остается сохран-
ной. Операция на белом веществе головного мозга, означающая
отсечение лобных долей, приносит облегчение пациентам, страда-
ющим маниями или галлюцинациями, но при этом никак не затра-
гивает их памяти
.

Передняя цингулэктомия (удаление части коры
головного мозга) облегчает страдания невротиков, не меняя при
этом их воспоминаний. Нет никаких оснований считать, что воспо-
минания хранятся в каком-то специальном отсеке мозга или в ка-
ком-нибудь другом органе тела.

Итак, мы знаем, что личность произрастает на биологической
почве, но зависит от индивидуального опыта. Мы знаем, что этот
опыт хранится в форме памяти и может вызываться во время сно-
видения, содействуя полному и независимому самовыражению
личности. Мы знаем, что все млекопитающие способны к таком
самовыражению, но ни у одного из них не можем найти никаких
физических следов хранилища памяти. Таким образом, современ-
ная биологическая наука не может обоснованно оспаривать пред-
положение, что личность как индивидуальный набор воспомина-
ний может сохраниться и после клинической смерти.


Даже такое скромное предположение ведет к допущению
своего рода дуализма. Идея жизни после смерти обретает смысл
только тогда, когда каждый организм, способный жить после
смерти, воспринимается как единство по крайней мере двух отдель-
ных, но тесно связанных составляющих. Одна компонента -
обычное, повседневное тело, другая же состоит из частей совер-
шенно иного порядка, не подлежащих обычному наблюдению.

Эта мысль отнюдь не нова. В IV в. до н.э. Платон утверждал, что
любая материя имеет соответствие в мире идей. Через две тысячи
лет Рене Декарт, анализируя сновидения, пришел к выводу, что
<все это могло бы происходить, даже если бы у меня вовсе не было
тела>. Но он тем не менее чувствовал, что между телом и снови-
дением есть какая-то связь, и предполагал, что душа размещается
в шишковидном теле, крошечной выпуклости мозга, развившейся
в процессе эволюции из третьего глаза.

Предпосылка о второй системе, тесно связанной с обычным
телом, действительно дает нам ответы на все вопросы, пока не име-
ющие решения. Организатор, направляющий жизнь и смерть
и отделяющий их от готы, должен где-то находиться. Информа-
ция, приобретаемая физическим телом или соматической системой,
может храниться как составная часть организатора, составляя
основу памяти и ее использования. Если такой "попутчик" дейст-
вительно существует, то необходимо, я думаю, приписать ему
физическую реальность и какое-то место в пространстве, отличаю-
щее его от космических химер.
"Попутчик" может решить биологи-
ческие проблемы только в том случае, если он так тесно связан
с нормальной соматической системой, что любые изменения одного
из них будут более или менее непосредственно отражаться на дру-
гом. Он не обязан детально следовать форме и модели организа-
ции тела, достаточно поддерживать с ним ту же связь, какая су-
ществует между электромагнитным полем и расположенным в его
центре индуктором.


Сложность переживаний во время сновидений свидетельст-
вует, что вторая система способна -создать личность, снабженную
полным набором опыта, привычек и умений по типу, характерному
для данного индивида, однако на настоящий момент у нас нет
оснований предполагать, что эта задача осуществима без помощи
тела. Воспользовавшись еще одной аналогией из области электри-
чества, скажем, что музыка, передаваемая по радио, существует
как тип модуляций воздуха, но ее нельзя услышать без приемника,
настроенного на волну соответствующей длины. Если передатчик
разрушен, передаваемая музыка продолжает еще некоторое время
нестись в пространстве, пока постепенно не рассеется и не исчезнет
окончательно. Изучая проблему жизни после физиологического
саботажа в форме клинической смерти, мы думаем прежде всего
о продолжительности периода дезинтеграции. Если существует
вторая система и если она может жить без первой, то уж, во всяком
случае, не бесконечно.


Я использовал опыт сновидений как пример, доказывающий,
что личность может испытать некоторую независимость от тела.
Состояние тела во время сновидения так необычно и так расходит-
ся со всяким другим, нормальным опытом, что в каком-то смысле
ассоциируется со второй системой. Младенец почти все время
видит сны, недоношенный ребенок отдает им еще больше времени,
отсюда можно заключить, что сновидение является основной дея-
тельностью ребенка в утробе матери.
Поток сновидческой актив-
ности на самых важных этапах развития мозга может оказаться
тем механизмом, который наводит первые мосты между двумя
системами. Возможно, вторая система так и создается. На более
поздних этапах жизни сны могут быть выражением потребности
поддерживать связь между системами. То обстоятельство, что
лишение возможности видеть сны вызывает распад и потерю па-
мяти и даже может провоцировать эпилептические судороги,
является показателем силы этой потребности.
Пока что все наши предположения носят чисто спекулятивный
характер. Мы твердо установили лишь следующее: есть полное
основание предполагать, что альтернатива или дополнение к нашей
соматической системе может иметь эволюционную ценность; био-
логическая наука не располагает данными, опровергающими воз-
можность существования второй системы.


Глава V
ПРОСВЕТЛЕНИЕ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС



Декарт был отнюдь не первым мыслителем, указавшим на этот
орган (шишковидная железа) как на вместилище души. Когда три с половиной тысячи
лет тому назад появилась ведическая литература, в ней имелось
указание на положение высшего источника телесной силы в точке
между бровями. Древние индусы основывались на факте, который
был открыт западными анатомами только в 1886 г. В тот год появи-
лись независимо друг от друга две монографии на немецком
и английском языках, доказывающие, что шишковидная железа
является на самом деле третьим глазом и развилась из чувстви-
тельного к свету места на лбу, которое до сих пор встречаете?
у таких рептилий, как знаменитая туатара в Новой Зеландии
Это похожее на ящерицу животное обладает шишковидным орга-
ном, представляющим собой маленькую полость, наружная обо-
лочка которой стала хрусталиком, а внутренняя - сетчаткой
соединенной нервными окончаниями с мозгом через щель в черепе
Полость прикрыта тонким и прозрачным слоем кожи. У таких
видов, как туатара, у многих рыб, птиц и мелких млекопитающих
шишковидная железа располагается на макушке, но у высших
приматов и человека мозг прикрыт корой и шишковидное тело
теперь полускрыто в сердцевине черепной коробки. Если бы мы
сохранили слой прозрачной кожи, он оказался бы чуть повыше
точки между глазами, как раз там, где в индусских изображениях
находится Глаз Света.


Еще пятнадцать лет тому назад мы считали, что шишковидная
железа - это бесполезный рудиментарный придаток, доставший-
ся нам в наследство от рептилий. А в 1959 г. Арон Лернер из Йедь-
ского университета обнаружил, что шишковидное'тело производит
гормон, который он назвал мелатонином, и мы разом изменили
свое представление: речь идет уже не о вырождении органа,
а о возрождении железы. Сразу же вырос интерес к этому органу,
и год спустя стало ясно, что мелатонин производится из серото-
нина, очень странного вещества, появляющегося в самых неожи-
данных местах. Его можно найти в финиках, бананах и сливах,
но чаще всего в плодах тех сортов диких смоковниц, что разраста-
ются в огромные раскидистые деревья с воздушными корнями
и тянут свои ветви вверх, образуя прекрасные тенистые колоннады.
В Африке смоковницы для многих священны и их очень редко
срубают. В Индии они известны как<бо>, и считается, что как раз
под таким деревом сидел (и ел инжир) принц Сиддхартха Гаута-
ма, когда он вдруг понял причины человеческого страдания.
После этого просветления его и стали называть Буддой.


Молекула серотонина поразительно похожа на вещество, ко-
торое впервые было получено из ржаного зерна, зараженного
паразитическим грибком спорыньи, а теперь синтезируется и на-
зывается ЛСД (lysergic acid diethylarnide). Несмотря на то что
с этим знаменитым веществом производилось много опытов, мы
до сих пор не совсем понимаем, какое действие оно оказывает
на мозг. Согласно наиболее правдоподобной гипотезе, ЛСД -
антагонист серотонина и меняет его концентрацию в определен-
ных клетках мозга, вызывая резкие изменения восприятия и по-
нимания. Действие ЛСД часто непредсказуемо, и, как говорил
Олдос Хаксли, мы можем попасть и в рай и в ад - все зависит
от обстоятельств. У этого наркотика почти нет побочных дейст-
вий, он лишь провоцирует мозговой взрыв, а направление удара
определяется другими факторами.(???)
Он, без сомнения, вызывает
видения, столь же реальные и разнообразные, как и те, что выпа-
дают на долю любого великого мистика. (Как все просто, принял наркотик, и все. Какая наивность или глупость. А может подлость?Малышев)

Без всякого стимулиро-
вания светом они посылают в мозг сигналы, содержащие целую
галактику волн разной длины и частоты, хотя в это время и в этом
месте их вовсе нет. Мозг <видит> посылаемые цвета и свет точно
гак же, как видит образы во время сновидений, питаясь инфор-
мацией. Особое переживание, возникающее как результат глубо-
кой веры, длительного поста или любого другого пути к просвет-
лению, несет то же самое содержание.

Такое состояние называется визионерским, поскольку главную
роль в нем играет зрение. Для любого мистического опыта ха-
рактерно ощущение неожиданного, слепящего, сверкающего све-
та, неземное свечение. Так было с пророком Иезекиилем и с Пав-
лом по дороге в Дамаск, оно же лежало в основе экстатического
состояния по Кундалини Йоге, где свет описывался как <сияние
десяти миллионов солнц>.
Йоги считают, что жизнью управляет змеевидная спираль
энергии, которая путешествует по телу вдоль линии, обозначен-
ной жизненными центрами, или чакрами. Большинство центров
связано с каким-нибудь органом, а один из самых мощных при-
надлежит мозгу и расположен, как говорят йоги, в точке между
бровями. По-видимому, это шишковидная железа с ее эволюцион-
ным происхождением из глаза, и теперь мы получаем биологи-
ческую основу постоянного светового сопровождения состояний
трансценденции. Йоги говорят: <Медитация - это чудное сияние>.


Современные биохимические исследования мозга и его гормонов
свидетельствуют о том, что светочувствительная шишковидная
железа производит еще и вещество, глубоко затрагивающее сферу
интеллекта. Она порождает экстаз. Шишковидное тело прини-
мает, видимо, непосредственное участие в визионерстве, шизофре-
нической полифонии, в галлюцинаторных переживаниях нарко-
манов. Все эти состояния объединяет чувство отстраненности,
сознание сдвигается в точку за пределами личного опыта, где
кончается разделение на себя и другое, и мир становится сплош-
ным. <Экстаз> происходит от греческого слова, которое буквально
означает <стоять снаружи>, и похоже, что именно шишковидная
железа могла бы стать точкой отторжения, если согласиться,
что отделение личности, разума, души или второй системы от тела
биологически возможно, а в свете того, что нам уже известно, все
труднее с этим спорить.


Мы начали наш полет фантазии с чихания и, добавив всего
лишь одно звено к цепочке, сможем вернуться в исходную точку.
Жизненная энергия, которая координирует молекулы живого
организма, сцепляя их в упорядоченное и функциональное целое,
называется в индуистской литературе праной. Индусы не считают
ее продуктом жизнедеятельности или просто неорганическим
природным элементом, вроде кислорода, и все же, по их пред-
ставлениям, она как-то соединяется с телом через дыхание и прием
пищи. Говорят, что лучший способ быстро пополнить прану -
заняться пранаямой, которая учит произвольному контролю ды-
хания: вдох, задержка, выдох в особом режиме. Ритм дыхания
жизни 1:4:2, а разрушительный эффект чихания ближе, по моим
замерам, к ритму 18:1:2.
Эта подкупающая идея об универсальной жизненно-дыха-
тельной субстанции подводит теоретический фундамент под наше
предположение, что жизнь управляется биологическим органи-
затором, но она основана на мистической традиции и не поддает-
ся научному анализу. Однако одно недавнее чисто техническое
достижение серьезно свидетельствует в пользу существования
подобия праны. Деннис Милнер из Бирмингемского универси-
тета изобрел аппарат, делающий фотографические снимки в тем-
ноте. Он заряжается пленкой, чувствительной не к световым
волнам, а к электрическим разрядам. Единичный импульс постоян-
ного тока проходит через фотографируемый объект, находящийся
в темноте между двумя стеклянными пластинами. Совершенствуя
свой аппарат, Милнер проверял его действие и обнаружил, что
снимки получаются даже тогда, когда в темной камере нет ника-
кого объекта
. При экспозиции на время он сумел получить фото-
графии пульсирующих шаров энергии в изящном Обрамлении
сверкающих нитей, напоминающем узор пляшущих светлячков,
хотя на самом деле перед объективом был только чистый сухой
воздух.


Полученные снимки вызвали у специалистов подозрение, что
речь идет просто о широко известном эффекте <северного сияния
при коронном разряде>. Это значит, что электрический ток, прохо-
дя через воздух, ионизирует его и получаются узоры описанного
типа. По уверениям Милнера, все меры предосторожности были
приняты, но, желая доказать, что процессы ионизации не имеют
никакого отношения к снимкам, он приспособил свой аппарат
для работы в вакууме. В безвоздушной камере на пластинах
появлялись все те же характерные узоры.
Если фотографии Милнера увеличить, они становятся еще ин-
тереснее. Рисунки распадаются на два основных вида: одни пред-
ставляют собой ореолы силовых линий, сходящихся к малень-
кому сверкающему ядру, которое соединено с близлежащими
ядрами равномерно расходящимися щупальцами. Образуется
почти математически правильная модель, напоминающая скелет-
ные волокна на вершине мозгового коралла. Второй рисунок ос-
нован на сферах и скоплениях сфер, расположенных по кругу,
как пиле, плотни усаженние цветами с круглыми головками.
Эти простые основные модели могут соединяться и усложняться,
давая почти все формы, известные природе, и Милнер, быть мо-
жет, сумел впервые зафиксировать силовое поле, определяющее
на фундаментальном уровне все существующие формы и функции.
Мистики всегда утверждали, что в природе есть непрерывно
действующие невидимые силы, порождающие все разнообразие
наблюдаемых явлений. Входя в тело в виде праны, они поддержи-
вают его деятельность. Считается, что эта энергия в своем те-
лесном движении направляется вдоль силовых линий, отмеченных
узловыми точками чакр.


Особо чувствительные люди видят чакры как яркие колеса
света, быстро вращающиеся против часовой стрелки. Маленькие,
всего сантиметр в диаметре, у новорожденного ребенка, они
могут вырасти до размера пятнадцатисантиметровых дисков у
просветленного взрослого. В любом возрасте, как принято думать,
сверкающие вихри расположены прямо на поверхности тела, и
их точное местоположение на редкость постоянно, даже когда
о нем сообщают несведущие наблюдатели. Я расспрашивал де-
вочку на далеком индонезийском острове, которая, по слухам, об-
ладала необычайной силой. Живя в общине, где никто ничего
не знает о классических теориях йоги, ребенок объяснил свое
особое видение и точно указал традиционные точки чакры, назы-
вая их <огнями>. Самая нижняя точка лежит в основании позво-
ночника, другие - около пупка, а самая верхняя расположена
между бровями.


Мы уже предположили связь между верхней чакрой и шишко-
видной железой, теперь же стоит отметить, что положение дру-
гих центров также соответствует местонахождению важных произ-
водителей гормонов. Яичники и яички расположены у основания
позвоночника и пупка, надпочечники - выше почек, вилочковая
железа - над сердцем, а щитовидная - на горле. Все эти железы
контролируют и регулируют соматические процессы, но при этом
мы не знаей никаких систем циркуляции, нервных окончаний
или лимфатических сосудов, которые могли прямо соединить эти
пункты. Поэтому западная медицина склонна отказывать точкам
чакры в какой-либо физической реальности. В восточной же ме-
дицине существует система лечения, полностью укладывающаяся
в модель праны. Акупунктура предполагает существование в теле
человека двенадцати главных каналов, или меридианов, через
которые течет энергия. За пять тысяч лет иглоукалыватели кро-
потливо нанесли на карту положение этих силовых линий и в бук-
вальном смысле накололи более семисот точек на коже в тех мес-
тах, где каналы близко подходят к поверхности тела и их можно
использовать. Вряд ли меридианы следуют какой-нибудь известной
физиологической модели, но тем не менее они вполне реальны.
Иошио Нагахама из японского университета Чайба исследовал
пациента, который после удара молнии обрел необычайную чув-
ствительность. Это был крестьянин, горец, не получивший образо-
вания, абсолютно невежественный в вопросах иглоукалывания.
Когда его укололи в одну из основных точек меридиана, он смог
проследить пальцем линию на своем теле, где он чувствовал
<отзвук> укола. Все указанные им линии в точности соответство-
вали традиционным меридианам.


В XIX в. немецкий врач, ничего не знавший об иглоукалы-
вании, обнаружил систему кожных точек, связанных, как он думал,
с гомеопатическим лечением. При последующем сравнении эти
точки совпали с картой иглоукалывателей. Корейский ученый
Ким Бонг Хан не так давно изобрел аппарат, способный измерять
мельчайшие изменения сопротивления на поверхности тела. И в
этот раз острые градиенты совпали с точками акупунктуры. В
Ленинградском институте электроники был усовершенствован
<тобископ> - аппарат, регистрирующий плазмоподобные вспыш-
ки на коже и способный устанавливать место акупунктурных
точек с точностью до одной десятой миллиметра. Эти достижения
свидетельствуют о реальности классических меридианов, и теперь
любой человек может найти эти ускользающие точки без непре-
менного долгого и изнурительного обучения технике иглоукалы-
вания.


Хироши Мотояма из Токийского института религиозной пси-
хологии закончил серию опытов с участием ста практикующих
йогов. Он обнаружил, что все они могут порождать необычные
неустойчивые ритмы, не имеющие ничего общего с привычным
пульсом. Ритмы фиксировались прибором, измеряющим давление
крови. Мотояма давал йогам задание стимулировать различные
традиционные чакры и наносил движение новых ритмов на план
с помощью специального устройства. Он убедился, что все эти
центры лежат по линии меридианов. Число чакр иногда доходило
до четырех, и все линии, соединяющие главные точки йоги, в точ-
ности соответствовали тому, что сообщают иглоукалыватели,
подтверждают приборы.
Нам кажется, что жизненная сила, представленная в йоге
как прана и в акупунктуре - как ки, одно и то же. В западной
медицине есть пограничные области, такие, как гомеопатия, на-
туропатия, остеопатия, где врачи давно придерживаются анало-
гичных взглядов, связывая здоровье с равновесием тела, когда
жизненная сила обусловливает самоизлечение. Лишь очень
ортодоксальные аллопаты, основной состав практикующих вра-
чей, которые верят в лечение болезней лекарственными препара-
тами, противодействующими ее развитию, до сих пор не понимают,
что тело может излечиться само, если ему правильно помочь. За-
нимаясь только рабочими частями организма, они походят на
радиотехников, которые ни разу в жизни не включали приемника.


Как музыка, так и жизнь нуждаются в стимулах: жизненная
сила обеспечивается пищей и воздухом, а передача музыкальной
информации осуществляется посредством радиоволн нужной
длины. Прана - это наш эквивалент радиоволн, с помощью
которых расчлененная музыка, идущая из отдаленного источника,
воссоздается в миллионах других мест. Жизненная сила по данной
теории столь же нематериальна, как эфир, но очень важна для
упорядочения материи, без которой не может функционировать
живой организм. На это уже нельзя закрывать глаза.
Трудно отрицать, что каждый из нас несет в себе скрытую
вторую систему, doppelganger, которая дополняет хорошо знако-
мую соматическую. Доказательства ее существования пополняют-
ся непрерывно, но нужно еще убедиться, что этот эфирный двой-
ник, этот электрический дух может пережить дезорганизацию
телесной материи и продолжать свое существование после клини-
ческой смерти.

Люди с ампутированной конечностью иногда чувствуют боль
в отрезанной руке или ноге - им кажется, что она на месте. Такое
как бы совершенно естественное ощущение получило название
иррадиирующей боли. Оно знакомо всем: ударьте локоть -
и заболит мизинец, которого вы и не касались. Объяснение су-
ществует: боль рождается не в локте и не в мизинце. Боль - это

осознание мозгом сигнала, который передается нервами по опре-
деленным каналам. В данном случае путь от локтя к мозгу проле-
гает вдоль локтевого нерва, начиная с мизинца, и через внутрен-
нюю сторону предплечья в спинной мозг. Голова знает только,
что импульс родился где-то на этом маршруте, и по привычке
всегда интерпретирует его как удар по мизинцу. Она будет думать
то же самое и про отрезанный палец.
Не все фантомные боли так легко объяснить. В некоторых слу-
чаях боль можно снять прямым внушением под гипнозом. Если
человеку со здоровой рукой гипнотизер внушит, что его кисть на-
ходится под анестезией, а затем проверит чувствительность с по-
мощью булавки, то граница мертвой и живой зон будет доста-
точно резкой.
Советские исследователи сделали фотографии, используя ап-
парат, порождающий поля высокой частоты между двумя электро-
дами. Если в камеру положить лист с дерева, снимок покажет
его полные очертания с россыпью светящихся трчек, подобных
крупному плану Млечного Пути. В живом листе эти узоры все
время меняются, а когда он вянет, рисунок постепенно бледнеет,
пока не исчезнет совсем. Виктор Адаменко обнаружил, что от свещ
жего листа непосредственно перед снимком можно отщипнуть
кусочек, а на фотографии сохранится лист целиком со всеми его
ребрышками и сосудами, граница же отсутствующей части обозна-
чится меньшей яркостью свечения, напоминая ботаническое при-
видение. Советские исследователи считают, что воображаемый
кусочек листа виден на фотографии благодаря постоянному
энергетическому полю, которое они назвали биоплазмой,- очень
удачным научным псевдонимом праны.


Я обязан добавить, что только один исследователь (X. Г. Ан-
драде из Бразилии) сумел повторить этот опыт с зеленым приви-
дением. Сам Адаменко под давлением насмешек коллег склонен
теперь выдавать этот эксперимент за аберрацию, скажем, двой-
ную экспозицию, но у меня создалось впечатление, что он сам
в аберрацию не верит. Я предвижу усовершенствование аппарата
в ближайшие годы, что даст возможность регулярно воспроизво-
дить опыт с листом и перенести его на многие другие живые формы.
Это открытие так хорошо укладывается в длинный ряд незави-
симых данных, что мы не вправе просто отбросить его.
Экстрасенсы и сенситивы часто утверждают, что настолько
ясно видят ампутированную конечность, что могут описать ее в
подробностях. Если это так и если русские исследователи не оши-
баются, тогда, по-видимому, жизненная сила, так тесно связанная
с живым организмом, способна хотя бы временно выживать в своей
первоначальной форме, несмотря на утрату некоторых частей.
Конечной целью нашего исследования является выяснение
возможности полного разделения соматической и второй систем
во времени, однако исследование возможности их разделения
в пространстве может помочь решению главной проблемы. Если
две системы способны существовать независимо друг от друга
в одно и то же время, тогда вероятность их самостоятельного су-
ществования во времени значительно увеличивается.


Институт психофизиологических исследований в Оксфорде
некоторое время собирал сообщения о том, что они. называли про-
зрачным и допрозрачным сном.
Прозрачным называется такой
сон, во время которого человек понимает, что спит. При допрозрач-
ном сне человек не уверен, спит он или бодрствует, и может так
и не прийти к правильному решению. Вот одно из хранящихся
в институте сообщений: <Я обнаружил, что нахожусь с N (другом
рассказчика) в комнате на другом конце коридора. Я рассказал
ему о прозрачных снах, которые я только что видел, и вдруг сказал:
<Конечно, это тоже сон>.- <Может быть. Как знать?> - отве-
тил N с беспомощной улыбкой. <Конечно, это сон,- сказал я и
подошел к окну.- Сейчас я полечу>.- <Глупо получится, если это
не сон>,- сказал N, который по-прежнему был спокоен и, каза-
лось, подшучивал надо мной>.
Конечно, можно увидеть во сне что угодно, в том числе и про-
буждение ото сна. Многим снится, что они просыпаются, лежат
в постели, встают, начинают одеваться - и вдруг обнаруживают,
что все это сон, что они еще спят. Даже осознание того, что первое
пробуждение им приснилось, не служит гарантией истинности
второго пробуждения. Бертран Рассел сообщил, что однажды,
просыпаясь от наркоза, он испытал <около сотни> ложных про-
буждений. Отличить сон от бодрствования непросто, по крайней
мере во сне. Те, кому снятся прозрачные сны, не могут довериться
своим ощущениям, так как прикосновение, вкус и запах во сне
бывают абсолютно реальными. Все, что можно испытать наяву,
можно испытать и во сне. В сновидениях события могут осмыс-
ленно следовать друг за другом с учетом предшествующего опыта.
Во сне можно увидеть, как ты просыпаешься, встаешь, выходишь
из дому и делаешь одно за другим обычные ежедневные дела,
пока вдруг не возникает сомнение в реальности происходящего.
В этот момент человек может вспомнить аналогичные затрудне-
ния, возникавшие у других людей, и сравнивать их со своими и
все же не быть уверенным в собственном состоянии.


Вы даже можете читать во сне книгу и думать, что все это про-
исходит наяву. Вы спите или уже проснулись? Или же все, что
сегодня с вами произошло,- часть сложного сна? На какое-то
время подобные вопросы могут вызвать приступ сомнения, но вско-
ре вы отбрасываете сомнения, потому что уверены, что проснулись.
Эта уверенность, которую мы чувствуем на биологическом уровне,
настолько несомненна, что не имеет ничего общего с разумом.
В одном из сообщений, собранных оксфордским институтом,
это чувство очень хорошо передано: <Я думал, как мне узнать,
что я действительно проснулся. Меня это часто озадачивало.
но все же я уверен, что, когда ты на самом деле проснулся, ты
чувствуешь нечто иное. Я не могу четко выразить это различие
Однако мне кажется, что во сне одно из чувств отсутствует, воз
можно, чувство ответственности>. Итак, если вы сомневаетесь
проснулись ли вы на самом деле, то будьте уверены, что вы ещ(
спите.


Эта уверенность превращает допрозрачные сны в прозрачные,
принося с собой уверенность в обратном. Вероятно, сновидения
отличаются друг от друга, как и от состояния бодрствования, чем
то особенным и трудно уловимым. Несмотря на схожесть чувст
венного опыта и умственных процессов в состояниях сна и бодр
ствования, мы можем утверждать, что эти состояния совершенно
различны и что личность может с одинаковой легкостью выра-
жать себя в любом из них, но не в обоих одновременно. Когда вы
бодрствуете, вы можете вспоминать, как замечательно вылететь
из приснившегося вам окна и вольно парить над черепичными
крышами раскинувшейся внизу деревушки. Когда вы видите
прозрачный сон, вы можете помнить, как неприятно водить паль-
цем по лезвию бритвы, и, возможно, даже попытаетесь сравнить
два ощущения. Развитие личности, вероятно, зависит от обоих ви-
дов опыта. Когда мы бодрствуем, мы находимся во власти сил,
формирующих наше тело и заключенный в нем разум, во сне же,
как и в игре, у нас появляется возможность действовать вне этих
сил, оказываясь в самых различных обстоятельствах, чтобы затем
связать их с другим нашим опытом и построить всеобъемлющее и
плодотворное отношение к жизни.


Тот факт, что у младенцев на сновидения падает восемьдесят
процентов времени, уходящего на сон, а у стариков - меньше
пятнадцати, подтверждает гипотезу о том, что сновидения играют
важную роль в интеграции опыта. По-видимому, все содержание
снов является производным от ощущений, полученных во время
бодрствования. Хелен Келлер, лишившись зрения, слуха и обоня-
ния в результате скарлатины, перенесенной вскоре после рожде-
ния, часто видит сны. Сначала это был чисто физический примитив-
ный опыт, например, на нее наваливалось что-то тяжелое. Затем,
когда она попала к опытному воспитателю, который подробно
описывал ей мир, она начала видеть, сны в новом измерении, но
все они прочно опирались на единственное чувство, которому она
могла доверять. <Однажды во сне я держала в руках жемчужину.
У меня нет зрительной памяти о жемчужине. Та, которую я видела
во сне, была, вероятно, плодом моего воображения. Это был глад-
кий, прекрасно сформированный кристалл... роса и пламя, бар-
хатная зелень мха и приглушенная белизна лилий>.
Сновидения слепых от рождения не содержат зрительных обра-
зов и не сопровождаются быстрым движением глаз, характерным
для сновидений зрячих. Один слепой и глухой пациент никогда
не слышал о сновидениях, но вспомнил, что однажды проснулся
в глубокой печали, вновь пережив потрясение, испытанное им,
когда, засунув руку в клетку с жившей у него птицей, он обнару-
жил ее мертвое тельце.

Следующая страница.

Хостинг от uCoz