Дуальная природа человека
Вышерасположенная информация предназначена моим рекламным агентам

Главная страница сайта.

Библиотека Эзотерики Малышева (БЭМ) - прошу сюда

Мир людей с группами крови АВ(IV) и В(III).

Аушра Аугустинавичюте

Дуальная природа человека

Часть 3.

Часть 2.


Источником раздраженности и конфликтов между людьми на работе и в семей-
ном быту бывает столкновение в проявлении инициативы или неумение одного
подхватить и поддержать инициативу другого. У дуалов такие конфликты невоз-
можны. Действуют они слаженно, этой слаженностью активизируя и уравновеши-
вая друг друга. Один подхватывает инициативу другого для того, чтобы в нуж-
ный момент вернуть ее в первые руки. Попеременная активность не оставляет
вниманием обойденных звеньев в исполняемой работе, повышает результатив-
ность труда, сокращает необходимое на его выполнение время, не оставляет
места фрустрации. То, что делается одним, другим воспринимается как проявле-
ние исключительно сильных и редких качеств, умения. Постоянное удивление и
нужные (не любые, а нужные) похвалы подзадоривают и распаляют эмоционально.
Дуалы не только не хотят, но и не могут деструктивно влиять друг на друга. У
них нет такой возможности,потому что нет слов, которыми можно обидеть друго-
го. Ведь один человек обижает другого не столько своими поступками, сколько
тем, какими словами он эти поступки объясняет, какие мотивы выдвигает на
первый план, какой мимикой сопровождает свои объяснения. Как сходятся при
появлении общих интересов, так и расходятся при их отсутствии очень просто,
без компликаций. Если это супружеская пара,то они как бы сращиваются в одно
общее Я.
Такому партнеру не нужны сознательные уступки. Все идет как бы само со-
бой. Отношения между ними могут быть серьезно деловыми или шутливыми, но ни-
когда злобными или агрессивными.
Феномен дуальности человека можно объяснить и таким образом. Основой
дуализации является определенная последовательность, с которой "раскручи-
вается" механизм информационного и энергетического метаболизма (ИМ и ЭМ)
дуалов. В этой последовательности есть тождественность. Но при этом те
звенья ИМ и ЭМ, которые ярко выражены у одного дуала, у другого находятся в
наиболее неразвитом состоянии. Проявляется эта тождественность и дополняе-
мость в любой совместной активности. Особенно явно она заметна в начале но-
вого рабочего дня, когда слова и жесты одного служат как бы пусковым ключом
зажигания другого, а также при сексуальных играх. По этому вопросу психоло-
ги И. и А. Обозовы в статье "Диагностика супружеских затруднений (Психологи-
ческий журнал, 1982, N2, с.147) пишут: "... для психологического общения
партнеров имеют значение не только чисто сексуальные характеристики (тип по-
ловой конституции, половая потенция и т.п.), но и реактивность организма,
психодинамические характеристики поведения... Вследствие этого причиной неу-
довлетворенности некоторых супругов является не сексуальный контакт в узком
смысле слова, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересован-
ности." Поэтому, добавим мы, кто однажды попал в объятия дуала, тот не скло-
нен менять их на что-либо другое. При отношении дополнения нет сексуально
холодных мужчин и фригидных женщин. Супруги долго остаются сексуально актив-
ными.
Сексуальное поведение разных типов ИМ очень отличается. Поэтому о нас-
тоящей сексуальной совместимости можно говорить лишь между дополнениями.
Проиллюстрируем это примером двух противоположных диад - диады сенсорно-эти-
ческого экстраверта и диады сенсорно-этического интроверта. Эти противопо-
ложные сенсорики диктуют своим партнерам и противоположное "сенсорное пове-
дение. В диаде сенсорно-этического интроверта "любят" кожей, всей поверхнос-
тью. Здесь нет резких движений, партнеры как бы растаивают в объятиях друг
друга. В диаде сенсорно-этического экстраверта, наоборот, избегают прикосно-
вения кожей и слияния тел. Здесь много резких движений, поз и почти гимнас-
тических упражнений. Интересно, что сенсорные экстраверты вообще не терпят
прикосновения другого человека, даже, например, прикосновения врача. Руку
другому подают и то лишь по собственной инициативе.

И в браке дуалов возможны временные недоразумения. Это иногда происхо-
дит с людьми, которые не чувствуют своих дуальных склонностей из-за того,
что росли в семьях, в которых не видели отношений психического дополнения,
не почувствовали, как свободно ведет себя человек, каким он является спокой-
но натуральным, когда его кто-то дополняет. Дуала нужно уметь "программиро-
вать". Программируют, когда ведут себя импульсивно, "по велению души". В тех
случаях, когда хотя бы у одного эта непосредственность имеется, второй очень
быстро обучается как "принимать программу", так и давать ее, то есть прог-
раммировать первого.
В слаженных семьях, где муж и жена имеет дополняющие типы личности, де-
ти, как правило (если только у шизотима не родится ребенок циклотим и наобо-
рот), приобретают такие же типы ИМ, как и у родителей. Дочери чаще всего вы-
растают с типом, идентичным материнскому, сыновья - отцовскому. Дочери до-
полняются типами отца и братьев, сыновья - типами матери и сестер, при усло-
вии, что воспитывают сами родители. Это лучшие, наиболее гармоничные семьи.
Воспитывать таких детей легко, про родителей говорят, что у них врожденный
талант воспитателей.
Отношения идентификации, как и отношения дополнения, необходимы для фор-
мирования устойчивой психики детей: никто не может стать лучшим учителем,
чем идентичный, и лучшим воспитателем, чем дополняющий. Поэтому в семьях,
где родители дополняют друг друга, создаются оптимальные предпосылки для
воспитания и социализации детей. Человек, один из родителей которого обла-
дает дополняющим типом психики, чувствует свою ценность и значимость для лю-
дей. Он уверен, что его как в детстве, так и в течение всей жизни будут по-
нимать и любить - в будущей семье и в рабочем коллективе. Он отличается бо-
лее легким нравом и более уравновешенной нервной системой, более социализи-
рован. Другие, которым с родителями "не повезло", всегда чувствуют себя в
какой-то мере потерянными, виновными и ненужными, им не хватает психическо-
го имммунитета, ярче выступает агрессивность (у экстравертов) или конфор-
мность (у интровертов). Они чаще попадают в конфликтные ситуации, утопают в
неврозах и в любых хронических болезнях.
Дуализация является обязательным условием не только удачного психическо-
го, но и удачного физического функционирования организма. Люди с дуализиро-
ванной психикой гораздо меньше болеют, скорее выздоравливают.
Дуализированность психики отражается на здоровье человека, потому что
каждый элемент ИМ не только отражает определенные аспекты объективной дей-
ствительности, но и управляет организмом. За каждым элементом ИМ стоят опре-
деленные меридианы и управляемые ими системы организма. Системы, которые на-
ходятся за самыми развитыми, ведущими элементами ИМ, наименее подвержены
опасности заболевания. В первую очередь заболевают те системы, которые яв-
ляются ведущими у дуала. По нашим гипотезам, элементы ИМ увязаны с меридиа-
нами следующим образом:

- задний серединный меридиан,
- меридиан желудка и поджелудочной железы,
- меридиан мочевого пузыря и почек,
- меридиан желчного пузыря и печени
- передний серединный меридиан
- меридиан сердца и тонкой кишки,
- меридиан перикарда и трех частей туловища,
- меридиан легких и тонкой кишки.

Наши наблюдения эту гипотезу подтверждают. Например, логические экстра-
верты и впрямь чаще болеют сердцем, этические экстраверты - почками, а ин-
туитивные экстраверты - желудком, поджелудочной, печенью.


9. ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВ В ПРЕДБРАЧНОЙ ДРУЖБЕ.

После всего вышесказанного можно перейти к основной задаче этой работы -
к рассмотрению конкретного поведения разных типов ИМ в период поиска партне-
ров для брака. Для этого 16 типов ИМ распределим на 4 четверки, которые об-
разованы из двух родственных, т.е. в какой-то степени похожих своим поведе-
нием диад.

А. Логические экстраверты и этические интроверты.
-------------------------------------------------

Первая диада: логико-сенсорный экстраверт Т
этико-интуитивный интроверт Т

Самое основное, что в себе имеет и ценит логико-сенсорный экстраверт
(Штирлиц), есть логика, умение разумно и логично действовать. Это единствен-
ное качество, которым он полностью доволен и которому полностью доверяет. Не
важно, очень или не очень он умен, но если окружающие сомневаются в его ло-
гике, это его не смущает. Из-за развитой экстравертной сенсорики очень чу-
ток к эстетике окружающего пространства, гедонист. Интересно, что самое ак-
тивное внимание обращает не на интеллект других, который по его представле-
нию есть постоянная, неизменная и независящая от самого человека величина, а
на умение рационально действовать и внешность человека. Не так важно, нас-
колько партнер умен, как важна его элегантность и физическая форма, т.к. она
зависит только от доброй воли человека. Лишний вес - неопрятность, даже вы-
зов общественному вкусу. Это вообще одно из самых неприличных явлений. Точ-
но и метко отличает красивые вещи от некрасивых, но красивые и неудобные или
бесполезные для его рационального ума не существуют. Одевается хорошо и эле-
гантно, но не наряжается. ОДежду носит долго, и она постоянно удивляет своей
свежестью, как будто фактор времени для него не существует. Сам неудобной
обуви не наденет, т.к. живет для себя, а не для украшения мира. Но все дру-
гие должны одеваться лишь очень красиво - для его эстетического удовлетворе-
ния.

Его влечение к лицам другого пола совершенно сознательное и он его не
боится. Беднее те, у кого оно отсутствует, и это им нужно прятаться, а не
ему. Труднее с чувствами. Чувствует потребность любви, хочет любить и быть
любимым, но делать из любви поэму не умеет. Старается привлечь девушку лас-
ками, услугами,подарками, но не красивыми словами о чувствах. Это его му-
чает, кажется трудным и бессмысленным. В чувствах он пассивная и потому лег-
ко уязвимая сторона. Быстро полюбить не может, боится обмануться и принять
желаемое за действительное. Если любовь противоречит логике, ее отбрасывают.
Это один из тех типов, которые у нас считают мужественными.

У людей с развитыми ощущениями недоразвита интуиция, поэтому они исклю-
чительно старательно избегают случайностей, хотят полной ясности и уверен-
ности. Не могут любить человека, в котором сомневаются, которому не дове-
ряют, вместе с которым появляются проблемы. Не могут любить даже тех, кто
слишком самостоятелен и не нуждается в постоянно помощи и опеке. А также и
тех, кто не показывает определенной податливой заботливости. В сфере чувств
не чувствуют права на риск. Могут желать ту, которая их не желает, но не мо-
гут любить ту, которая их не любит. Нужен партнер с глубокими интровертными
чувствами и почти незаметными на поверхности уравновешенными эмоциями, т.е
человек, суть внутреннего мира которого состоит в умении чувства других из-
мерять своими чувствами. Логическому экстраверту исключительно важна положи-
тельная и очень тактичная эмоциональная оценка всех его поступков, забот,
усилий. Жизнь ясна, легка и понятна, когда он не портит настроения партнера,
когда он его радует.

Принцесса его мечты сама инициативы не показывает, ждет пока ее не заме-
тят. (Но инициатива знакомства с новым человеком в руках этического.) Но
когда ей начинают уделять внимание, держится очень тактично и не демонстри-
рует своих отрицательных установок даже шутя. Таких шуток здесь не понимают,
воспринимают как отрицательную эмоциональную оценку личности и удаляются.
Жеманство не соблазняет и не притягивает.

За партнера чувствуют ответственность. Оберегая его интересы от настоя-
щих и мнимых противников, являются более агрессивными, чем тогда, когда обе-
регают свои. Заботятся о партнере и тогда, когда дают ему указания, коррек-
тируют и регламентируют его деятельность. С удовольствием делают все то, че-
го партнер не может, если вправду не может, а не не хочет. Точнее, старают-
ся преодолеть те трудности, которые мешают партнеру продуктивно действовать.
Очень не любят, если партнер попадает под чье-то влияние и прислушивается к
советам других.

Так как имеет развитый и даже придирчивый вкус (в поведении, которое
диктуется вторым, а не первым элементом, человек всегда более придирчив),
склонен диктовать партнеру свое понятие красоты. Всегда уверен, что знает,
что красиво, а что нет, когда подходит и когда нет. И не так уж важно, нра-
вится ли это другим людям и считает ли общественность это красивым и модным,
или нет. Ему гораздо труднее жить около человека с собственным вкусом, чем
около того, за которого приходится решать все эстетические вопросы, который
поддается его воле, прислушивается к его указаниям.

Наиболее подходят чувства этико-интуитивного интроверта (Достоевский).
Это носитель тихого внутреннего, для посторонних незаметного моря чувств.
Мир его чувств настолько тонок и богат, самоуверен и самоустойчив, что не
нужны словесные доказательства любви. Он без слов видит кто кого с сколько
любит, кто кому нужен, а коме не нужен. Ценное свойство этого типа - умение
приспособиться к эмоциям другого человека, сопереживать с другим человеком,
снять эмоциональное напряжение, успокоить.Это постоянно в кого-то влюблен-
ные, перед кем-то в глубине души преклоняющиеся люди, хотя чаще производят
впечатление холодных, замкнутых в себе или даже бесчувственных. Их влюблен-
ность, как влюбленность каждого интуитивного, платоническая, бесплотная.

Равно как логическому экстраверту необходимо, чтобы его кто-то любил, а
иначе он любить не умеет, так этическому интроверту необходимо чье-то влече-
ние. Он сам желать не смеет, своим собственным влечением недоволен, старает-
ся его заглушить, не поддаться его влиянию. Смелость приходит нескоро, вмес-
те с верой в любимого человека и уверенностью в том, что влечение не пока-
жется смешным, не унизит его в глазах другого.

Этический интроверт ищет приятных эмоций. Ими обеспечивают разумность,
логика, деятельность, умение защищать, требовательность партнера. Никаких
других доказательств любви и разговоров о любви не нужно. Нужно, чтобы пар-
тнер своим поведением доставлял эти приятные эмоции: не опаздывал ан свида-
ния выполнял свои обещания,был вежливым, заботливым. Ожидание, которое ни-
когда не обманывается и во время которого можно сколько угодно мечтать, яв-
ляется одним из самых больших удовольствий для этого типа ИМ.

Такая девушка, как и мужчина, хочет жить согласно вкусам и желаниям дру-
гого не потому, что не имеет своего, а потому что желает полной гармонии
взаимоотношений, полного слияния воли. Поэтому, с одной стороны есть склон-
ность полностью подчиниться, с другой, не менее горячее желание, чтобы вку-
сы обоих совпадали. Девушка хочет знать, что ему нравится и хочет к этому
приспособиться. Но беда тому мужчине, у которого характер не логического эк-
страверта и который лишь поэтому не может к ней приспособиться, т.е. не мо-
жет выполнить ее основного требования: всегда и везде иметь свое мнение. Бе-
да мужчине, который, хоть и очень умный, но свои мнения склонен излагать в
форме размышлений, а не в форме категорических формулировок. Рядом с ним
этико-интуитивный интроверт постоянно недоволен и несчастен.

Можно сказать, что этой девушке не хватает характера, что она непозволи-
тельно уступчива, что каждый интеллигентный человек должен иметь свое мне-
ние и вкус. Но когда в одном браке встречаются двое со своим вкусом (хотя
без него тоже плохо), например, этико-сенсорный интроверт и логико-сенсор-
ный экстраверт, чаще всего получаются не два самостоятельных вкуса, а борьба
между двумя независимыми друг от друга эгоизмами.

Вторая диада: логико-интуитивный экстраверт Т
этико-сенсорный интроверт Т

Сильная сторона логико-интуитивного экстраверта (Дж.Лондон) тоже логика.
Из-за развитого абстрактного мышления он невнимателен к внешности партнера,
уделяет ей мало внимания. Часто даже больше - партнер со слишком хорошими
физическими данными мешает. Ему нужен не тот, кто самый красивый для него, а
скорее тот, для кого он самый красивый. Ведь он из-за своей невнимательнос-
ти к окружению не разбирается в том, как его видят другие, всегда неуверен в
своей внешности и немного переживает из-за своей мнимой некрасивости. Для
интуитивных типов ИМ признание их физического "Я" является исключительно
важным, поэтому и нужен партнер с развитым эстетическим чувством, вкусу ко-
торого можно доверять. Им нужно чувствовать - я ему нравлюсь несмотря на то,
что вкус у него развит, придирчив и даже претенциозен, я ему нравлюсь, нес-
мотря на то, что в отношении других людей он очень критичен, что большин-
ство из них для него некрасивы. Я ему нравлюсь не потому. что ему все равно,
какой я, а потому, что я такой, какой есть.

Его этические чувства и эмоции недоразвиты, как и у каждого логического.
Постоянно любить может лишь того, чьих осознанных чувств хватает на двоих и
осознанного влечения тоже хватает на двоих. В быту рассеянный, полностью до-
веряет вкусу партнера, позволяет ему собой командовать.

В партнеры лучше всего подходит этико-сенсорный интроверт (Брижит
Бардо). Это тоже творец глубоких этических чувств и любви. Но так как имеет
очень развитую сенсорику, является очень самостоятельной личностью, монопо-
лизирующей в своих руках обе части эротики. Своих эмоций не демонстрирует,
поэтому кажется холодным, а из-за своего острого проницательного взгляда, с
помощью которого отлично разбирается в окружающем мире, даже злым. На собе-
седника не смотрит как бы для того, чтобы не испепелить его своим недоверчи-
вым пронизывающим взглядом.

Второй элемент более творческий, чем первый. Поэтому все его проявления
больше радуют и кажутся более ценными самому индивиду. Поэтому в эстетике он
очень требователен, категоричен и часто неприятен. Все любят порядок. Одним
он нужен больше, другим меньше, но всем приятней, когда он есть. Индивиды с
сенсорикой на месте второго элемента часто любое отклонение от принятого по-
рядка замечают гипертрофированно остро. Возможно поэтому их взгляд многим
кажется неприятным, колючим, злобным. Из домашних порядков, особенно если в
окружении нет психически дополняющего партнера, делается идол, не считаясь
ни с затратами времени, ни с затратами энергии. Им очень важен их собствен-
ный вкус на искусство, одежду, интерьер, то есть на все, что дает или может
дать приятные ощущения. С ними легко лишь тем, у кого нет собственной "эсте-
тической сенсорной программы". Лишь интуитивный может спокойно приспосо-
биться и даже быть довольным, когда другой обеспечивает его программой, ко-
торая не только облегчает, упрощает, но и обогащает жизнь.

Этико-сенсорный интроверт не думает о будущем, а живет лишь сегодняшним
днем и не любит ожидать. Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.
А сегодня можно сделать то, что ему вот теперь вздумалось. Этот тип неуступ-
чив и упрям, поэтому так удачно дружит с логико-интуитивным экстравертом,
который живет не теперешним днем, а тем, что было и что будет, и не обра-
щает внимания на сегодня. Любит он тоже не словами, а делом, только в отли-
чие от логико-сенсорного экстраверта не склонен эти "дела" придумывать сам и
с удовольствием во всей повседневной конкретности поддается воле партнера. В
любое время бросает одно и начинает другое, если партнеру этого захочется.

Студентка Алва - этико-сенсорный интроверт - пишет о парне своей мечты:
"Он моден, но обязательно опрятен и, несомненно, строен. Очень вежлив, мя-
гок в обращении, внимателен ко мне и к другим. Не завистник и не лжец, не
эгоист. По всем вопросам имеет свое мнение. Вместе со мной ходит в кино, на
выставки искусства, на концерты. Любит длинные прогулки и путешествия, ту-
ристические походы. Много говорит, рассказывает все, что приходит в голову.
Дома мой помощник". В описании опознаем точный образ логико-интуитивного эк-
страверта. Он как никто другой любит рассказывать, обсуждать прочитанное и
услышанное. Только он смог бы послушно исполнять и все другие пожелания Алвы.

Б. Этические экстраверты и логические интроверты.
-------------------------------------------------

Первая диада: этико-сенсорный экстраверт Т
логико-интуитивный интроверт Т

Эмоции этических экстравертов сильные, колоритные, внушительные, с
большой экспрессией, нередко и властные. Эмоций не стесняются и не скрывают.
Глубина и разнообразие переживаний - самое ценное, что находят в себе, за
что ценят других людей. Формы выражения эмоций стараются совершенствовать.
Отсюда особенно сильное влечение к поэзии, музыке. Легко говорят не только о
об эмоциях, которые вызывает любимый, но и о любых других: страхе, ненавис-
ти и т.д. О том, что удивляет, восхищает, возмущает, выводит из терпения.
Эмоции управляются, направляются, контролируются сознанием. Настроение - то,
что они сами творят, а не то, что с ними происходит без их сознательного же-
лания. Эмоции довольно часто - основное содержание жизни, ее сущность и
вместе с тем украшение, а не компликация, как это часто бывает с людьми,
имеющими логическое мышление. Они, как правило, очень приятные собеседники,
внимательные слушатели - умеют понимать, восхищаться, одобрять, посочувство-
вать, войти в положение другого. Тем самым поощряют окружающих на откровен-
ность, помогают разобраться в своих эмоциях. С помощью умения одобрять своим
энтузиазмом заражают других, поднимают их настроение, вдохновляют к дей-
ствию. Эмоции этих людей так сильно контролируются сознанием, они так увере-
ны в их правомерности, что эмоции, которые вызываются объектом любви, их не
смущают и не стесняют. Странен и непонятен только тот, кто никем не восхи-
щается, кто никто не приводит к восторгу и переживаниям. Часто думают, что
своих эмоций не скрывают уверенные в себе люди, т.е. люди с высоким чув-
ством собственного достоинства. Безусловно, это сколько-то связано с уваже-
нием к себе, но люди, которые уважают свои эмоции, далеко не всегда дове-
ряют другим сторонам проявления своей личности: уму, воле, способностям.
Здесь нам важно лишь одно - чувство правомерности своих эмоций. И то, что не
очень уверенный в себе этический экстраверт своих эмоций не стесняется.

Хорошо воспитанный этический экстраверт видит необходимость скрыть часть
отрицательных чувств: возмущение. отвращение и т.д. Но не показать восхище-
ние, не увеличить удовлетворенность другого человека причин нет.

Этический интроверт, о котором говорилось раньше, старается понять дру-
гого и получить приятные эмоции. Экстраверт не столько ищет для себя,
сколько старается дать другим. Давая радость другим, радуется сам. Смысл
жизни - обеспечивать окружающих положительными эмоциями, поощрять их дея-
тельность, придать смелости, вдохновить, а в случае необходимости и приоста-
новить или направить по другому руслу. Поэтому эти два этических типа - ин-
троверт и экстраверт - один другого не понимают, подозревают в эгоизме и
фальши.

Этико-сенсорный экстраверт (Гюго) имеет развитую сенсорику, поэтому за-
мечает не только духовные, но и физические свойства партнера. Ему нужны не
только психические и интеллектуальные данные партнера, но и умение заинтере-
совать своей внешностью, физической выправкой, элегантностью. Эстетический
вкус развит. Не переносит беспорядка и неопрятности. Ко вкусу других приспо-
сабливаться не хочет.

Интересующий его логический интроверт кажется замкнутым, загадочным, для
других малопонятным и поэтому исключительно привлекательным. Яркие эмоции
этического экстраверта, его умение радоваться всему хорошему и красивому
поднимают жизненный тонус логического интроверта. Логический интроверт не
бесчувственен, но он всегда неуверен, уместны ли его эмоции. Этический эк-
страверт - как раз тот, кто искусно выражает то, что накопилось в душе. Поэ-
тому его и ценят.

В партнеры этико-сенсорному экстраверту особенно подходит логико-интуи-
тивный интроверт (Робеспьер), который является довольно уступчивым, охотно
приспосабливается к партнеру, одобряет его вкус, отвечает на его эротичес-
кую инициативу. Логико-интуитивный интроверт и в своих чувствах и в своем
влечении может признаться лишь после того, как в глазах партнера - любимого
человека - недвусмысленно видны не только эмоции, но и желание. Он не
эгоист. Если не всегда умеет считаться с интересами других, то с собственны-
ми тем более. Он больше других хочет чувствовать себя хорошим человеком. Но
этой-то веры как раз и не хватает. Поэтому нужен защищающий его интересы
партнер, который сумеет покритиковать его за недостаток эгоизма и за неуме-
ние беречь себя. Кто не поощряет его к деятельности, не требует активности,
не заботится о его интересах и не заставляет его самого о них заботится -
тот его не любит. Не заботиться о нем, как и обо всех других интуитивных,
нельзя. Без этого они предъявляют себе слишком большие требования и исто-
щаются физически. Защиту его интересов, хорошего имени и критику за слишком
большую изнуряющую деятельность воспринимают как признание ценности своей
личности и доказательство любви. Это то, без чего ему трудно живется. Все
прочее имеет мало значения.

Самая сильная сторона его - логическое мышление. Побуждающая к общес-
твенной деятельности экстравертная интуиция является второй, творческой, но
требующей признания стороной.Поэтому для удовлетворенности своей деятельнос-
тью требуется признание партнера. Без него чувствует себя потерянным. Поэто-
му функционирование его как личности зависит от интеллекта партнера, его
чуткости и умения одобрять. Время от времени он даже склонен проверять эмо-
ции партнера мало понятными выходками. Если партнер надлежащим образом среа-
гировал, значит есть контакт, все в порядке. Осуждение его неправильных пос-
тупков необходимо, как компас, который ориентирует в вопросах общественного
мнения. Кроме того, пока партнер интересуется его деятельностью, он интере-
суется и его личностью. Поэтому и нужно удостоверится, что ему все еще не
нравится его дурные поступки. Значит замечает, заботится, проявляет внимание.

Отношения с сексуальным партнером сложны. Ни объекта влечения, ни тем
более объекта чувство своей воле не меняет.Можно сказать, что он любит того,
кто любит сам и умеет быть уверенным, что является любимым.

Экстравертные эмоции - основа союза двух людей, благодаря которому эмо-
ционально более активный этический экстраверт внушает значительно более пас-
сивному и менее смелому в своих начинаниях логическому интроверту уверен-
ность в себе и в своей деятельности, дает основу, активизирует. Это влияние
одного человека ан другого напоминает чудо, значительность которого зависит
от уровня интеллекта обоих.

Вторая диада: этико-интуитивный экстраверт Т
логико-сенсорный интроверт Т

Эмоции этико-интуитивного экстраверта (Гамлет) тоже хорошо выражены и
всем отчетливо видны, но они как бы отвлеченные. Он может распространяться о
своих эмоциях и переживаниях, но его чувства платонические, не смеет желать
даже очень любимого человека. Некоторое значение имеет и неудовлетвори-
тельное сексуальное воспитание. Но это воспитание только дополнительно ус-
ложняет их жизнь. Благожелательны к каждому, кто к ним проявил доброе чув-
ство, но нужно много времени и настойчивого внимания партнера, чтобы чув-
ство сплавилось с влечением. Влечение, как и всех интуитивных, имеет своеоб-
разный "заочный" характер. Это значит, что объект совершенно осознанно же-
лают только при его отсутствии. Когда любимый перед глазами, влечение кажет-
ся чем-то призрачным и фантастическим. Если партнер из-за психической несов-
местимости недостаточно их понимает, даже и в браке избегает сексуальной
близости. Свои чувства к партнеру выражает не конкретной заботой о нем, а
только драматическими рассказами и предупреждениями об опасностях, которые
могут на него свалиться.

Интересно, что этико-интуитивному экстраверту присуща своеобразная высо-
комерная манера держаться. Со стороны кажется, что он почему-то важничает,
что-то изображает. Это "высокомерие" очень привлекательно в своей дея-
тельности практическому, но замкнутому в своих отношениях с людьми логи-
ко-сенсорному интроверту (Шукшин). Оно придает ему своеобразное чувство уве-
ренности и безопасности. Он благодарен и за фейерверк эмоций, которые осве-
жают и оживляют его загнанные в подполье чувства. И за то, что этико-интуи-
тивный экстраверт охотно приспосабливается к практической эстетической прог-
рамме партнера.

Логико-сенсорный интроверт является эстетом. Острое восприятие красоты,
желание видеть ее вокруг себя, оценивать и наслаждаться. Он не такой гурман,
как логико-сенсорный экстраверт. Ему не так важно, что он ест и пьет. Мир
желает удивить своей собственной элегантностью и особенно элегантностью пар-
тнера. А точнее - красивыми объектами.

Своего влечения логико-сенсорный интроверт не скрывает, не стесняется,
часто даже создается впечатление, что оно нарочно демонстрируется. Его про-
никновенный жадный взгляд не пропускает незамеченным и неоценненым ни одно-
го лица противоположного пола и многим может быть неприятен. Этот его взгляд
не столько волнует этико-интуитивного экстарверта, сколько убеждает в том,
что его и вправду ценят и желают. Предлагает руку на основе полностью осоз-
нанного влечения и ему самому трудно определяемых чувств. О чувствах друго-
го судит по внешним проявлениям эмоций. Поэтому сравнительно легко может
ошибиться и свое желание быть любимым принять за чувства партнера. Чув-
ствует это и потому недоверчив. В этом отношении этико-интуитивный экстра-
верт со своим подчеркнутым высокомерием - именно то, сто нужно: мало вероят-
ности, что он пойдет на сближение раньше, чем поймет, что связывающее их
чувство - настоящее.

Логико-интуитивный интроверт в любви еще более зависим от партнера, чем
логико-сенсорный интроверт. Он не разбирается не только в чувствах, но и во
влечении другого человека. Поэтому и более осторожен, больше боится быть
смешным. Мужчины могут изображать из себя антифеминистов, женщины, особенно
если эта установка закреплена воспитанием, тоже более или менее откровенно
показывают свое презрение к вопросам пола. В этом "антифеминизме" есть эле-
мент демонстративности, за которым спрятан поиск постоянных и неизменных че-
ловеческих отношений. Это не столько утверждение "Все женщины никчемны",
сколько вопрос "Может ли она меня любить постоянно?".

В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты.
--------------------------------------------------

Первая диада: сенсорно-логический интроверт Т
интуитивно-этический экстраверт Т


Сенсорно-логический экстраверт (Маяковский), как и все экстраверты, не
любит инициативы со стороны других. Тот, кто ее проявляет неинтересен, на-
зойлив, скучен и вообще не такой. Порой старается этого не показывать, изоб-
ражает вежливого (особенно если это девушка), но чувствует себя скверно. Че-
ловек с таким характером вовсе не сомневается, что имеет право на физичес-
кую сторону любви, если только он сам ее ищет, если она ему не навязана.
Влечение, стремление к физической идентификации с другим человеком - дело
понятное и обыкновенное. Это непререкаемая часть его природы. Его слабое
место - чувства. Судя о других по себе, он знает и не сомневается, что мо-
жет быть желаем, но редко бывает уверен, что также и любим. Влечение - обык-
новенное средство самореализации. Любовь, психическая идентификация с дру-
гим человеком - не каждому доступная роскошь. Поэтому не может сам говорить
о чувствах, пока не уверен, что партнер их ценит выше, чем он. А если про-
молвится, чувствует, как будто сам себя предал. Боится любви не как психи-
ческой идентификации с другим, а как незаконного желания, незаслуженной рос-
коши. Боится не только любви, но и любых других чувств. Он сам, как и его
близкие уверен, что не знает страха, ненависти и т.п., не удивляется и не
завидует.

Эмоционально вполне откровенно чувствует себя только с интуитивно-эти-
ческим интровертом (Руссо), который, с одной стороны достаточно эмоционален,
хорошо понимает чувства другого и не скрывает собственные, с другой - соз-
дает впечатление очень беспомощного, потерявшегося в жизни индивида. Только
столкнувшись с таким человеком, сенсорно-логический экстраверт уверен, что
над его чувствами никогда не посмеются. Даже если они будут отвергнуты, это
покажется столь беспомощным и неправдоподобным, что не обидит. Кроме того,
сенсорно-логическому экстраверту импонирует сексуальная сдержанность партне-
ра как предпосылка серьезных чувств и постоянства.

Нередко говорят, что мужчина ищет женской слабости, т.к. только слабому
не боится показать свою слабость. Это неправильно. Одни люди, насколько это
касается разных типов ИМ, не слабее других. То же можно сказать о взаимоот-
ношениях этих людей. Сила сенсорно-логического экстарверта в его энергии,
способности к логическим выводам и отречении от чувств. Его слабость в ста-
рании избежать показа чувств. Сила интуитивно-этического интроверта в его
приспособлении к другим людям и умении манипулировать их эмоциями. Только
сенсорно-логическому экстраверту может казаться, что любящая женщина привле-
кает его своим бессилием,т.к. на чувства и эмоции, которых не прячут, он
смотрит как на слабость. Для нее же он не менее беспомощен. Ведь выбирая
между сенсорно-логическим экстравертом и сенсорно-этическим экстравертом,
выбирает первого только из-за его "беспомощности", несмелости в любви.

Вторая диада: сенсорно-этический экстраверт Т
интуитивно-логический интроверт Т

Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон) не только не скрывает своих
чувств, но наоборот ими гордится. Сравнительно легко, если это отвечает его
внутреннему настроению, высказывает свое восхищение и словами, и взглядом.
Он всегда за полноценную любовь, за физическую и психическую идентификацию,
если только ему это нужно. Даже когда чувство кратковременное. Очень хорошо
знает, чего хочет от объекта любви, не склонен приспосабливаться, а только
диктовать. Наполеон, как и все сенсорные, много внимания уделяет эстетике
окружения, чистоте, порядку. Он чаще всего обладает тем, что называется
врожденным вкусом, умеет хорошо одеваться и того же требует от окружающих.
Внимателен к физическим данным партнера. Во всей своей деятельности очень
инициативен. А вот чувства меры для измерения содеянного не имеет, постоян-
но уверен, что сделал все, что мог.

Жизнь сенсорно-этического экстраверта комплексуют требования близких об-
думать свою деятельность, вести себя умно. Чаще всего в эту ситуацию попа-
дают мужчины, т.к. логикой женского поведения меньше интересуются. Он этого
не переносит, такое требование выводит его из себя, он и вправду перестает
считаться с логикой. Поступает умно и логично до тех пор, пока этого от не-
го не требуют, пока его "уважают", с ним "считаются". Нельзя спорить с его
логикой. Повлиять на него можно только противопоставляя его целям другие,
более благородные и труднодоступные. Их инициативность и деловитость нас-
только велики, что никакая критика, даже постоянное ворчание интуитивно-ло-
гического интроверта, которым осуждается почти каждое проявление активности,
не портит настроения. Даже наоборот,критика успокаивает, показывает, что они
сделали и делают достаточно много, что их деятельность замечается. Это люди
не самокритичны в отношении своей деятельности не потому, что ее переоцени-
вают, а потому, что недооценивают. Их подозревают в желании быть в центре
внимания, а им лишь нужно чувствовать, что окружающий со всех сторон "хаос"
они приводят к какому-то порядку, овладевают им.

Благодаря своей инициативности и требовательности сенсорно-этические эк-
страверты довольно часто разочаровываются в объектах своих чувств. Те оказы-
ваются "не такими", недостаточно понимающими порывы их души. А сущность в
том, что нужен человек, к которому можно приспособиться, не приспосабли-
ваясь. О таком и мечтают. Вот как студентка Рута описывает рыцаря своих меч-
таний: "Он должен быть красивый и унылый (напоминает главного героя романа
Г.Гессе "Степной волк"). Глаза большие и печальные, неразговорчив, не произ-
носит комплиментов, и поэтому создает впечатление недосягаемого. Его мучают
десятки проблем, на которые, по-моему, не стоит обращать внимания. Меня при-
тягивает его печаль, серьезность, стараюсь развеселить, поднять настроение,
обрадовать. Поэтому если на вечеринке есть такой парень, я не скучаю, ожив-
ляюсь, становлюсь преувеличенно веселой, стараюсь развеселить его, прину-
дить если не к смеху, то хотя бы к улыбке". Это образное описание интуитив-
но-логического интроверта, который в своих чувствах очень постоянен, не
склонен к приключениям, желает полной зависимости от требовательности люби-
мого. Вниманию партнера доверяет не скоро, ждет долгих доказательств, поэто-
му-то и выглядит недосягаемым, серьезным и таким нужным энергичному, настой-
чивому, уставшему от своего собственного непостоянства сенсорно-этическому
экстраверту.

Основная черта интуитивно-логического интроверта (Бальзак) - он не
только сам редко проявляет инициативу, что в целом почти характерно для всех
интровертов, но и подшучивает над теми, кто ее проявляет, когда без этого
можно обойтись. Все деятельные, мол, лезут на сцену, хотят быть в центре
внимания или разрываются из-за собственной глупости. Некоторые это восприни-
мают как трезвость взглядов, объективные независимые суждения, смелость в
высказывании неприятных вещей. Других он настраивает дурно, т.к. всегда и
везде ухитряется капнуть каплю дегтя. Интересно охарактеризовал этот тип
Эрих Фромм (он называл его даже некрофилом, т.е. любящим смерть): "Его мож-
но узнать, - писал он,- по выражению лица: выглядит обычно так, будто приню-
хивается к дурному запаху, имеет необыкновенную способность омертвлять, ту-
шить все, к чему притрагивается. Скучный в общении, там, где появляется,
гаснет оживленность, тухнут разговоры. Его привлекает все неживое, болезнен-
ное, мертвое или механическое." Сам Эрих Фромм - интуитивно-логический эк-
страверт,т.е. противоположность интуитивно-логического интроверта. Между ни-
ми нет общих точек мироощущения. Если интуитивный интроверт высказал свое
мнение о проповеднике оптимистической философии - интуитивном экстраверте -
оно звучало бы не менее красочно. Даже когда люди с противоположным типом
.им симпатизируют друг другу, они не понимают мотивов активности друг друга.
Отсюда и недоверие. А для того,кому он нужен как психическое дополнение, он
является носителем душевного спокойствия и отличается особой глубиной интел-
лекта. (Вспомним, что пишет студентка Рута о парне своих мечтаний).

Интересное свойство интуитивно-логического интроверта - уступчивость. Он
любит людей сильных, хорошо знающих свою дорогу и требующих уступок, людей,
которые освобождают его от необходимости придумывать цели, а сами пользуют-
ся им придуманными методами действия. Но уступает лишь в том случае, когда
считает, что так будет умнее, нужно, необходимо, иначе нельзя. Говоря
по-другому, охотно действует лишь там, где может со спокойной совестью ска-
зать, что вынужден действовать, что иначе нельзя, нет выхода. В эротических
отношениях они еще пассивнее, чем в любой другой деятельности. Вся инициати-
ва в руках партнера. Он "уступает", когда "иначе нельзя. Когда иначе неумно,
когда требуют обстоятельства, разум, понимание, что выйти замуж или же-
ниться является в каком-то отношении правильным, необходимым. Его нередко
называют мизантропом. Порой создается впечатление, что он вообще видит
только черное и что он сам - злое и нехорошее существо. Нет. Он лишь живет
все время будто бы опасаясь, что может что-нибудь проглядеть. Если он от ка-
кой-нибудь угрожающей неприятности (удачи его меньше интересуют) не предос-
терегал бы заблаговременно, то по-видимому, чувствовал бы себя лишним чело-
веком.

Когда люди что-нибудь с энтузиазмом делают, возможные
неудачи чаще всего забываются. Лишь увидев хорошее настроение интровертная
интуиция начинает напоминать о том, что нечего радоваться, что это доступно
любому глупцу и что еще неизвестно, сто из этого получится, - настроение
портится, пыл угасает. Зато он непревзойденный утешитель, когда другим не
везет, когда все падает из рук, когда судьба кажется враждебной. Сущность в
том, что этот тип боится всех экстравертных эмоций, его раздражают как ра-
достные настроения, которые кажутся ему камуфляжем, мешающим видеть суть де-
ла, так и любое отчаяние, трагизм. Он их гасит. Он сам не может поступать
под диктовку эмоций, отсюда отказ от чувствительности и склонность смотреть
на всех, разрешающих себе быть такими, как на эгоцентричных детей, которых
полезно хотя бы изредка возвратить в земную реальность. Вот это и нужно сен-
сорно-этическому экстраверту. Отлично, когда любящее существо может забла-
говременно подумать об ожидающих проделках судьбы, своими предупреждениями
охраняет от любого удара, неожиданности, а если постигнет катастрофа, умеет
показать релятивность зла во времени.

Кроме того, нужно сказать, что его едкие замечания совершенно не портят
настроения людям, которые довольны качеством содеянного. А все сенсорики ка-
чеством довольны. Слова "иначе и не могло быть", "выше носа не прыгнешь",
которые на индивида с экстравертной интуицией действовали бы как осуждение,
очень энергичного сенсорно-этического экстраверта лишь успокаивают. Убеж-
дают, что не его вина, если не сделано еще больше. Одно и то же одного мо-
рально успокаивает, а другому кажется упреком.

Интуитивно-логический интроверт из отдельных элементов поведения друго-
го человека, его поступков, составляет как будто бы действующую модель. Поэ-
тому его невозможно чем-нибудь удивить. Отсюда его неудовлетворенность теми,
в поведении кого не хватает понятной им последовательности, а поэтому нельзя
составить такой бихевиористической модели поведения.


Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты.
--------------------------------------------------

Первая диада: интуитивно-логический экстраверт Т
сенсорно-этический интроверт Т

Интуитивно-логический экстраверт /Дон Кихот/, как и все другие экстра-
верты, не любит внимания со стороны других лиц, которое превышает его соб-
ственную инициативу. Друзей выбирает сам. Не любит ни уступчивых, которые
кажутся ему неопределенными, ни тех, кто пользуется уступками других. Но,
как правило, уступает, а не наступает. Является исключительно плохим такти-
ком. Не только не умеет устанавливать с людьми нужное ему расстояние, но и
не соображает о том, каким оно должно быть. Не умеет сердиться. упрямиться,
отстаивать свои интересы. Поэтому тех, кто старается его использовать не ра-
ди какого-то нового, сложного и стоящего, интересного дела, что является его
страстью, а ради чьих-то личных, "эгоистических" интересов, старается прямо
рассердить. И поэтому часто славится плохим характером.

Уступок и услуг делать не любит. Но то, что делает для дела, даже когда
делает за других, уступкой не считает. "За других" не есть "для других".
Чувства для него - табу, от них нужно бежать. Должен быть уверенным, что лю-
бой поступок есть результат логического объективного, а не субъективного
этического мышления.

Интуитивно-логический экстраверт видит объективные возможности партнера,
но не его чувства. Является исключительно чутким там, где неосторожность мо-
жет ослабить жизненную активность другого человека. Любит упрямых, очень хо-
рошо знающих, чего они хотят, и вместе с тем веселых, теплых, спокойных сен-
сорных интровертов. Он человек слова, выполняющий все, что пообещал, даже
если это оказывается невыгодным. Его страсть - забота о создании условий для
жизненной активности других. Поддерживает активность всех людей, поддержи-
вает, руководствуясь своеобразным чувством объективного долга, а не эмоция-
ми. Апелляция на чувство долга, как и ни любое другое чувство, выбивает из
равновесия, заставляет ощетиниваться и восставать. Отношения с ними портят-
ся сразу после намека на необходимость выполнять долг, хотя до этого време-
ни они могли делать гораздо больше, чем это сообразуется со здравым смыслом
и нормальной практичностью. Интуитивно-логический экстраверт никогда никого
не упрекает. Упрекнуть - это значит признаться в чувстве, а это выше его
сил. Ему кажется, что у человека нет права на упреки. Упреков со стороны
боится, как и любых других признаков агрессивности, столкнувшись с которыми
приходит в ярость. Он и так уж употребляет слишком много энергии для подав-
ления чувств. На вызов, т.е. на любой упрек, чаще всего отвечает как "Если
так, то, значит, я здесь не нужен", и уходит, хлопнув дверью. Но этих бес-
контрольных состояний боится, старается избежать. Одной из причин своеобраз-
ного желания перестараться в любой деятельности является желание избежать
случайных намеков на долг, а тем самым и потери контроля над своими взаи-
моотношениями с людьми.

В эротических чувствах очень сдержан. Положение осложняется экстравер-
сией, которая не позволяет поддаваться воле и инициативе другого. Засекре-
ченные чувства созревают трудно. Долго сомневается, сравнивает, обдумывает.
Иногда нужны год или два лишь для того, чтобы самому себе, не сомневаясь,
сказать "люблю". Еще тяжелее это показать другому, поэтому, если только мож-
но, от чувства стараются избавиться, чтобы в глазах другого не показаться
смешным, слабым, зависимым и ничтожным. В чувствах партнера и его эмоцио-
нальных установках совершенно не разбирается. Допустив, после того как себе
объяснит, что чувство- продукт собственного воображения, из памяти всплы-
вает множество доказательств симпатии любимого. Но только этому обрадуется и
решит, сто собой бороться глупо, как память обеспечивает таким же количес-
твом доказательств противоположного толка. Любовь - неподвластный, бушующий
в психике ураган. Сплошной бред, когда ничем другим невозможно заниматься и
ни о чем другом невозможно думать. Это один из самых опасных видов платони-
ческой любви. На разговор о чувствах решаются только когда понимают, что они
переросли в хроническую болезнь, от которой необходимо лечиться. Интересно,
что не могут от них избавиться, пока нет уверенности /и только до тех пор
пока ее нет/ в ответном чувстве. Духовное равновесие восстанавливается, как
только исчезает двусмысленность, то есть когда объект определенно отказы-
вается от его симпатий или принимает их. Интуитивно-логический экстраверт
из-за любви никогда не конкурирует. Если находится лицо, которое он считает
более достойным внимания друга, уступает без щемящего чувства сожаления,
ведь свою жизнь старается подчинить логике. Но если объект любви через неко-
торое время возвращается, ничего, кроме благодарности, не чувствует. Все ин-
туитивные экстраверты в быту рассеяны, невнимательны, им трудно ладить с ок-
ружающим миром вещей, и, если живут в одиночку, вокруг царит хаос, перед ко-
торым чувствуют себя беспомощными. Эту свою слабость знают, как и то, что
другими быть не могут, поэтому их утомляет внимательность других. В партне-
ры полностью подходит только дружелюбный, постоянно хорошо и оптимистично
настроенный сенсорно-этический интроверт /Дюма-отец/.

Интуитивно-логический экстраверт не говорит ни "я тебя люблю". ни "будь
моей". Он с удовольствием отрекся бы от своих чувств, как от никому другому
не нужной слабости, но слишком хорошо видит, что его это губит. Поэтому его
внутреннему настроения, о котором он склонен молчать, наиболее соответ-
ствуют слова "ты меня погубишь". Когда чувствует, что стоит на грани пропас-
ти и его личности грозит полная катастрофа, говорит "ты мне нужен" и, чтобы
- прости господи - не обмануть в чем-то другого, открывает ему глаза на все
свои недостатки, чтобы тот не покупал бы кота в мешке. "Мне нужно" звучит
убедительно только для уха сенсорно-этического интроверта, которому своих
эмоций хватает за глаза, для которого эти слова - лучшая из всех возможных
оценок его личности. Для того, кому своих эмоций не хватает, эти слова проз-
вучали бы сухо и неубедительно, даже обидели бы.

Сенсорный интроверт является гедонистом более всех других и поэтому ис-
ключительно хорошо чувствует реальность своей физической экзистенции. Так
как каждый о другом склонен судить по себе, он думает, сто так чувствуют се-
бя и другие. Поэтому очень считается с удобствами других людей, является
внимательным и заботливым, когда им симпатизирует. Самое малое, что делает
этот тип - не обременяет собой других. Он не может ни просить, ни требовать
услуг, все потребности старается удовлетворить своими силами.То, что сенсор-
ный интроверт так нужен интуитивному экстраверту, можно назвать особой чут-
костью и тонкостью, внимательностью к физическому "Я" другого. Сохраняя мир
своих ощущений, охраняет и других. Сенсорно-этический интроверт - хороший
тактик. В повседневной жизни умеет отстаивать свой суверенитет, т.е. нужное
ему расстояние от людей, и не испортить отношений, что как раз и не полу-
чается у интуитивно-логического экстраверта. Кроме того, сенсорный интро-
верт имеет свой динамический ритм повседневной жизни, которого не хватает
второму, и без которого тот чувствует себя, как плющ без опоры.

Сенсорно-этический интроверт очень хорошо чувствует себя в мире чувств и
эмоций. Проницателен к чувствам других. Легко различает, кто и сколько его
любит и желает. Это тип художника, который оценивает жизнь во всех ее разно-
видностях. Любит красоту и гармонию. Творит их. Если что-нибудь делает, то
делает с чувством и вкусом. На каждый объект труда смотрит как на творение
искусства, которое должно восхищать других и самого себя, даже если это
стряпня обеда. В любви он тоже художник. Если объект любви недостаточно вни-
мателен, умеет сравнительно легко удалиться, заменить его другим. Эти свои
желания очень хорошо знает и ответственность за них не перекладывает на дру-
гого партнера. Как раз то, что наиболее нужно интуитивно-логическому экстра-
верту, который сам по своей инициативе ни поверить в чувства, ни отказаться
от них не умеет.

Вторая диада: интуитивно-этический экстраверт Т
сенсорно логический интроверт Т

Интуитивно-этический экстраверт /Дон Жуан/ своих чувств совершенно не
стесняется, умеет желать и добиваться. Но, как и все интуитивные, старается
обойти влечение. Его речи о любви и тоске пламенные, взгляды и улыбки
обольстительные. Но его ласки неуверенные, осторожные, больше увлекающие,
соблазняющие и спрашивающие, чем дающие и требующие. Поцелуи бесплотные, как
прикосновение бабочки. Дальше этого по своей инициативе идти не может и не
умеет, его влечение в отсутствие партнере становится неопределенным. Отсюда
как страх попасть в зависимость от другого, так и страх показаться незнаю-
щим или грубым в ласке.

Самое большое удовольствие для всех интуитивных экстравертов, как эти-
ческих, так и логических, - найти выход из положений, которые другим кажут-
ся безвыходными. Они очень часто живут, разрешая им самим совершенно беспо-
лезные проблемы. Для интуитивно-этического экстраверта особенно доступно ре-
шение эмоциональных ситуаций. Благодаря пониманию духовной структуры людей
они знают, как сделать приятное, и не могут удержаться от этого. Поэтому
пользуются исключительным успехом у лиц противоположного пола. Из-за чего -
особенно принимая во внимание, что своим вниманием стараются осчастливить
каждого, - довольно часто пользуются репутацией очень несерьезных людей и
получают прозвище донжуана. Давно установлено, что так называемые донжуаны
как будто любят женщин, пользуются у них большим успехом, и вместе с тем
боятся интимности, в последний момент "разочаровываются" в своих возлюблен-
ных. Некоторые психотерапевты объясняют это их сексуальной холодностью, дру-
гие тем, что они в каждой женщине пытаются найти свою мать, третьи тем, что
им нужна победа лишь перед другими мужчинами, т.к. бросалось в глаза, что
больше внимания уделялось женщинам, имеющим мужа или хотя бы возлюбленного.
Но все дело, как видно, в том, что привлечь внимание замужней - более слож-
ная и поэтому более интересная задача.

Итак, интуитивно-этический экстраверт в своих чувствах довольно неустой-
чив из-за своего неспокойного нрава, который диктуется экстраверсией и уме-
нием привлечь к себе людей. В европейской культуре его сексуальная сдержан-
ность плюс пламенность чувств исключительно импонирует женщинам. Им близка и
понятна эмоциональная смелость, инициативность Дон Жуана и вместе с тем его
"неопасность", которую каждая предугадывает заранее. Кроме того, в условиях
двух уровней духовных культур: "высшей"-мужской и "низшей"-женской - женщи-
не исключительно льстило внимание мужчины не к ее телу, а к духовной жизни.

Для его психики физическая идентификация - отказ от контроля над ситуа-
цией, полное уравнение себя с партнером, сдача позиций. В результате часто
бегут и от физической и от психической идентификации, но трудно отказаться т
решения "сложных ситуаций".

Ему нужна упрямая, замкнутая, но по своему влечению и деловому мышлению
полностью доверяющая женщина, т.е. сенсорно-логический интроверт /Сартр/.
Если он встречает ее не слишком поздно, пока индивид еще может отказаться от
своей эмоциональной власти над всеми и сексуальной свободы от всех, то кон-
чаются странствия Дон Жуана. Тогда говорят: "И кто бы мог подумать, что он
когда-нибудь станет серьезным".

Сартр чувствует себя отлично как на лоне природы, так и в быту. Если ему
что-то нужно, умеет сделать так, как ему нужно без советов с другими. Опре-
деленная последовательность в склонности заботиться о своих удобствах. Дви-
жения спокойные, точные, исключительно экономные. Со стороны создается впе-
чатление, что результат их труда всегда больше затраченных усилий, как буд-
то часть движений спрятана от глаз наблюдателя. Умение взять из окружения
то, что оно может дать, не требуя того, чего нет. Всем сенсорным интровер-
там присуща черта не показывать на своем лице своих настоящих переживаний и
таким образом не давать собеседнику информации о своем внутреннем мире. Сен-
сорно-логический интроверт почти всегда одинаково холоден и загадочен, эти-
ческий - теплый, заботливый, улюбающийся. Если интуитивно-этический экстра-
верт боится показать свои чувства, признаться в них, то сенсорно-логический
интроверт боится показать эмоции и всеми способами избегает диктуемых ими
поступков.

В своих мечтах сенсорно-логический интроверт вынашивает образ идеально-
го партнера, который наиболее похож на интуитивно-этического экстраверта.
Студентка Эля так описывает рыцаря своей мечты: "Красив, элегантен, но не
щеголь, на свою внешность и не обращает внимания. Движение неопределенные,
им не хватает точности, немного даже неуклюжие. С большими одухотворенными,
удивленными глазами. Не знает страха, полон хороших пожеланий, порывов и ре-
шительности. В любое время может все бросить ради новой возвышенной идеи.
Хочу быть его другом, помощником и возлюбленной." Что-то похожее на бес-
страшного мушкетера или морского капитана из сказки.


Послесловие автора.

Рождается новая наука - СОЦИОНИКА, наука о шестнадцатитипной природе лю-
дей и о закономерностях отношений между ними. Данная работа посвящена един-
ственному отношению - отношению дополнения. Но так как есть 16 типов людей,
то и отношения между ними приобретают 16 разных форм. Есть отношения тождес-
тва, активации, конфликта, контроля, соцального заказа и другие. Одни из них
действуют на психику положительно, как, например, отношение активации, дру-
гие - отношения конфликта, контроля - отрицательно. Все это описано в дру-
гой нашей работе - в "Теории интровертных отношений" /1982 г/. Основная цель
данной работы - показать, что в проявлениях любви, как и во всех других об-
ластях человеческого общения, нет правых и виноватых, хороших и плохих. Есть
лишь люди с подходящими и неподходящими типами личности или информационного
метаболизма/ИМ/. Кроме того, есть люди с более уравновешенной психикой. Это
те, которым удалось, которые выросли, живут и работают среди людей с подхо-
дящими типами ИМ. И есть люди с менее уравновешенной психикой. Это те, кото-
рым не удалось, потому что их окружение образовано из людей с неподходящими
типами ИМ и его воздействие деструктивно.

Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях, мечтали быть понятыми и
хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательство и самим быть
доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим. Сегодня мы знаем, что
нельзя мечтать по-настоящему о гармоничной, мирной и творческой жизни общес-
тва и отдельного человека, пока люди не поняли своей разнотипной природы и
скрытых за своими типами закономерностей общения. Совершенно новым этапом в
жизни общества будет такая его реорганизация, которая каждому человеку пре-
доставит возможность для достаточного количества контактов с нужными для его
психического здоровья людьми. Трудно сказать, когда сбудется эта мечта, но
другой дороги нет.

А.Аугустинавичюте

Вильнюс, 1983.3.1


Список
известных лиц и литературных героев,
квалифицированных по типам ИМ.

Логико-сенсорный экстраверт:
---------------------------
Вячеслав Тихонов (Штирлиц), Жискар Д'Эстен, Рихард Зорге, Джон Голсуорси,
А.Конан-Дойль, Грета Гарбо, Каренин ("Анна Каренина"), Аглая ("Идиот"), Сомс
("Сага о Форсайтах").

Логико-интуитивный экстраверт:
-----------------------------
Джек Лондон, Джон Кеннеди, Антуан де Сент-Экзюпери, С.Эйзенштейн, Анни Жи-
рардо, София Лорен, Гэтсби ("Великий Гэтсби"), Сондра ("Американская траге-
дия").

Этико-сенсорный экстраверт:
--------------------------
Виктор Гюго, Чарльз Диккенс, Жюль Верн, Проспер Мериме, Ален Делон, Жерар
Филип, В.Гафт, Анна ("Здравствуй, грусть" Ф.Саган).

Этико-интуитивный экстраверт:
----------------------------
Гамлет, Нерон, В.Шекспир, Вольфганг Гете, Жан Маре.

Сенсорно-логический экстраверт:
------------------------------
В.В.Маяковский, Гегель, Павлов, маршал Г.К.Жуков, А.Коллонтай,
Н.К.Рерих, М.Ульянов, Джейн Фонда.

Сенсорно-этический экстраверт:
-----------------------------
Наполеон, Гай Юлий Цезарь, Цицерон, Г.Флобер, Стендаль, Д.Байрон,
А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Т.Самойлова, Анна Каренина и Кити ("Анна
Каренина"), Растиньяк ("Отец Горио"), Эмма Бовари ("Мадам Бовари").

Интуитивно-логический экстраверт:
--------------------------------
Дон Кихот, Вольтер, Ч.Дарвин, КЮМаркс, Г.Плеханов,
К.Э.Циолковский, Н.Рубакин, А.Эйнштейн, З.Фрейд, А.Швейцер, Нильс Бор,
ПетрI, А.В.Суворов, У.Черчилль, Маргарет Тэтчер, Джимми Картер, Сельма Ла-
герлеф, Андре Моруа, Мирей Матье, А.С.Макаренко, Вотрен ("Отец Гормо").

Интуитивно-этический экстраверт:
-------------------------------
Дон Жуан, Дидро, Бертран Рассел, Гексли, Фидель Кастро, Мольер,
Ф.Шопен, А.Блок, У.Фолкнер, Г.Г.Маркес, Марк Твен, М.Булгаков, Марчелло Мас-
троянни, Вахтанг Кикабидзе, Вронский ("Анна Каренина"), Реймон ("Здравствуй,
грусть").

Логико-сенсорный интроверт:
--------------------------
В.Шукшин, Калигула, Талейран, М.Горький, В.Лановой, Г.Тараторкин, Клим Сам-
гин.

Логико-интуитивный интроверт:
----------------------------
Робеспьер, Ф.Шиллер, Ницше, Томас Мор, Карл Густав Юнг,
Ф.Э.Дзержинский, А.П.Чехов, Ф.Кафка, О.Янковский, Ю.Будрайтис,
Ю.Мильтинас, Р.Адомайтис.

Этико-сенсорный интроверт:
-------------------------
Б.Бардо, Макиавелли, И.С.Тургенев. С.Фитцджеральд, Т.Драйзер,
А.Дюма-сын, Клайд ("Американская трагедия").

Этико-интуитивный интроверт:
---------------------------
Ф.Достоевский, Марлен Дитрих, Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Вивьен Ли,
Катрин Денев, В.Жалакявичюс, князь Мышкин ("Идиот"), Алеша ("Братья Карама-
зовы").

Сенсорно-логический интроверт:
-----------------------------
Ж.-П.Сартр, Екатерина Дашкова, Сервантес, Жорж Санд, Ги де Мопассан, Ларош-
фуко, Ж.Сименон, А.Камю, Франсуаза Саган, Ф.Дюренматт, Жан Габен, Моника
Витти, Э.Пьеха, А.Пугачева,Л.Гурченко, В.С.Высоцкий, А.Джигарханян, Сесиль
("Здравствуй, грусть").

Сенсорно-этический интроверт:
----------------------------
А.Дюма-отец, Мартен дю Гар, О'Генри, М.Шолохов, Чарли Чаплин,
Е.Леонов, О.Табаков, Л.Броневой, А.Райкин.

Интуитивно-логический интроверт:
-------------------------------
Бальзак, Иммануил Кант, Шарль де Голль, Г.Гессе, Джульетта Мазина, Д.Банио-
нис, отец Горио ("Отец Горио"), Левин и Долли ("Анна Каренина").

Интуитивно-этический интроверт:
------------------------------
Руссо, император Тиберий, С.Есенин, Эд.Межелайтис, Ю.Гагарин.


 

 

Хостинг от uCoz