Библиотека эзотерики Малышева (БЭМ).
ОТ НЬЮТОНА И ТЕРМОДИНАМИКИ К БИОЭНЕРГОИНФОРМАТИКЕ
Г. Н. Дульнев.
Вопрос о существовании иного мира (иногда его называют тонким миром) всегда
волновал людей. Иногда этот мир отождествлялся со средой, где продолжается наше
существование в иной форме после завершения земной жизни [1].
Предполагается также, что многие аномальные явления являются проявлениями этого
мира в привычной нам реальности.
Благодаря многочисленным наблюдениям различных аномальных явлений [2,3,4, 5],
публикациям на эту тему, дальнейшее игнорирование учеными этой проблемы становится
непонятным для любознательных, думающих людей и возникает вопрос, дает ли
современная наука хоть малейшую возможность получить убедительные объяснения
странным феноменам. При этом также возникает желание внести ясность в
проблемы, связанные с многовековым противостоянием между научным и религиозным
мировосприятием.
В настоящее время наблюдается повальное увлечение мистикой, стремление необычными
путями решить свои трудности хотя бы со здоровьем, все более увеличивается интерес
к религии. Однако за всем этим чувствуется стремление к форме, ритуалу и
меньше желания разобраться в сущности вещей.
Как писал в конце XIX в. французский философ Шюре "...религия
отвечает на запросы сердца, отсюда ее магическая сила, наука - на запросы ума,
отсюда ее непреодолимая мощь. Религия без доказательства и наука без веры стоят
друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую".
[6]
Фрагментарное мышление, на котором построено классическое
естествознание, привело к потери чувства мировой гармонии, к
устранению человеческой души и ее воздействия на окружающее. Религия
перестала удовлетворять требованиям разума, медицина не хочет знать ни
о душе, ни о духе человека.
В древности представление о человеке было более здоровым и более возвышенным, чем наше. Не допускалось разделения тройной природы человека (тело, ум, душа). Сложившееся в настоящее время положение вещей не сулит ничего хорошего людям - глубокий разлад появился в душе общества и в душах отдельных людей. Потеряно чувство мировой гармонии, что породило эгоизм, всеобщее насилие, властолюбие и болезни. Современная наука, как правило, игнорирует поставленные проблемы.
Во-первых, признание аномальных явлений сразу же ставит под сомнение основной тезис материалистической философии о первопричинности материи и вторичности сознания.
Во-вторых, эти феномены вынуждают по новому посмотреть на роль мысли как реальной психической субстанции, способной активно взаимодействовать с живой и неживой материей.
И, наконец, анализ проведенных в этой области экспериментальных исследований приводит к необходимости пересмотреть устоявшиеся принципы методологии научного эксперимента [5]. Следовательно, требуется отказ от привычных представлений, сложившихся научных концепций и т.д., а это очень трудно для ученого в каком бы обществе он не жил.
ОТ ПАРАПСИХОЛОГИИ К БИОЭНЕРГОИНФОРМАТИКЕ
Интуитивно можно предположить, что рассматриваемые явления связаны с обменом
какими-то формами энергии и информации, поэтому при их описании часто применяют
термин "энергоинформационный" обмен, а область научных исследований
относят к парапсихологии и психофизике. Более адекватно эта область может быть
обозначена как "сознание и физический мир", а кратко - "биоэнергоинформатика"
[7].
Биоэнергоинформатика - научное направление, связанное с нетривиальными проблемами
информационно-энергетических взаимодействий в живых системах.
Энергоинформационные взаимодействия наряду с энергоматериальньми - это всеобщее
свойство любых систем в природе как живых, так и неживых. Поэтому биоэнергоинформатика
- научная парадигма, т.е. система взглядов, мировоззрение, опирающееся на многие
фундаментальные и прикладные науки, ничего не игнорирующее из многотысячного
опыта человечества (это утверждение имеет отношение и к религии).
Для более глубокого знакомства с проблемой полезно хотя бы бегло просмотреть,
как изменялась картина Мира на протяжении последних трех веков, когда в науке
были достигнуты наиболее впечатляющие результаты. Было бы правильно расширить
этот промежуток до трех-пяти тысячелетий, но это может стать предметом отдельного
исследования. Строгий подход требовал бы вникнуть в предмет и методы науки и
религии и помнить, что для познания мира нельзя обойтись каким- либо одним подходом.
Важно при этом не игнорировать достижения древней философии Египта, Востока,
Европы, выразившиеся в эзотерических учениях, с их характерной глубиной отдельных
высказываний, гармонией и возвышенностью.
Ниже мы ограничимся последними тремя веками и только изменением научной картины
мира.
НЬЮТОНО-КАРТЕЗИАНСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА (XVIII ВЕК).
Трудами великих физиков XVIII в. была создана картина Мира и соответствующая
ей философия, которые получили название Ньютоно-Картезианской модели мира. Согласно
этой модели материя развивалась в трехмерном пространстве во времени, которые
не зависимы друг от друга; в мире имеет место как бы линейная причинно-следственная
связь; материальный мир имеет очерченные границы и существует в пустоте - пространстве
и т.д.
Вселенная Ньютона - это Вселенная твердой материи, состоящей из атомов, они
пассивны и неизменны. Этой же модели придерживались и греческие атомисты, но
Ньютон дал определение силы, действующей между частицами. Он назвал ее силой
тяготения, которая осуществляется мгновенно, независимо от расстояния. Физические
процессы, по Ньютону, можно свести к перемещению материальных точек под действием
силы взаимодействия. Для описания этих процессов был разработан новый математический
подход - дифференциальное исчисление.
Вселенная, по Ньютону, - гигантский и полностью детерминированный часовой механизм,
части которого движутся в соответствии с вечными законами. Если заданы законы
движения и начальные положения молекул, то поведение системы полностью предопределено
и известно заранее. Это наука о простом и пассивном мире, где нет случайности
и все предопределено.
Пусть некое существо (демон Лапласа) знает начальные условия для всех частиц
в мире (координаты и скорость) и, пользуясь законами механики, демон определяет
их скорости и координаты в любой момент времени, т.е. развитие мира для демона
известно. Мы, в отличие от него, не знаем начальных условий и только поэтому
лишены возможности предсказания. Иными словами, незнание субъективно, оно не
отражает законы Природы. В мире Ньютона процессы обратимы и протекают без рассеяния
энергии. Удивительно тонкой бывает порой интуиция поэта при восприятии окружающего
его мира. Он может непосредственно увидеть истину задолго до понимания ее учеными.
В 1802 году английский поэт Блейк писал: "Да спасет нас бог от одностороннего
видения и Ньютонова сна."
МОДЕЛЬ МИРА В XIX ВЕКЕ
Революционные перемены в физике, существенно расширившие эту модель, начались
в XIX веке знаменитыми экспериментами Фарадея, теоретическими работами Максвелла
по электромагнетизму, созданием трудами Больцмана, Гельмгольца термодинамики
и статистической физики, открытиями Дарвина в биологии.
Рассмотрим сначала термодинамику, которая возникла и сформировалась в XIX веке
и заставила отойти от господствующего механистического взгляда на Природу. Были
сформулированы начала термодинамики. Первое известно как закон сохранения энергии,
а второе гласит, что при превращении теплоты в работу природа требует контрибуции
- часть тепла безвозвратно теряется. В то же время преобразование работы в теплоту
не облагается "налогом". Иными словами, существует асимметрия в природе,
которой не было в физике Ньютона. Согласно термодинамике, существует тенденция
рассеяния энергии, выравнивания температур, стремление к возрастанию хаоса.
Эти процессы количественно описываются с помощью так называемой энтропии: рост
энтропии - "кошмар" термодинамики, который неизбежно приводил к тепловой
смерти Вселенной, вопреки существующей действительности.
Отметим, что по Больцману энтропия - мера неупорядоченности системы, мера хаоса.
Если первое начало термодинамики - закон абсолютно строгий, то второе начало
- закон статистический, вероятностный. Так в картину мира вошла вероятность
состояния системы. Однако гораздо раньше этот взгляд на Природу возник в биологии.
Был сформулирован основной закон эволюции - триада
Дарвина: изменчивость, естественный отбор, наследственность. Каждая
популяция живого или растительного мира обладает наследственностью и изменчивостью
- случайными отклонениями от наиболее вероятного среднего значения той или иной
характеристики организма.
В отличие от молекул, среди которых также существуют флуктуации, т.е. отклонение
от среднего, живые организмы несут память о своем эволюционном
развитии. Наследуемые признаки закрепляются, если они обеспечивают
организму лучшие условия существования и размножения.
Напомним, что по взглядам XVIII века случайности в Природе не существует. При
подбрасывании монеты она выпадает орлом или решкой, за этим событием стоит не
случайность, а детерминированные параметры системы. Их знает демон, но мы не
знаем. В XIX веке поняли, что энтропия - мера нашего незнания, недостаток информации
о системе, и этот недостаток связан с принципиальной невозможностью знания,
а последнее, как показали более глубокие исследования, вызвано неустойчивостью
системы. Иными словами, отсутствие информации - свойство системы, а не наблюдателя,
т.е. в Природе есть случайность.
Итак, физическая природа эволюционирует, в отличие от живой, в направлении максимума
энтропии при условии ее изоляции от окружающего мира. Следовательно, Вселенная
развивается в направлении выравнивания неоднородностей, хаоса, т.е. ей грозит
тепловая смерть. Второе начало термодинамики получено для замкнутой системы.
Если допустить, что Вселенная замкнута, то в начале Мира должен быть "запас
порядка", который потом начинает теряться. Этот вывод противоречит космологическим
мифам древних. Они основывались на посылке, обратной классической термодинамике,
а именно: в начале был хаос и Боги создали порядок. Больцман пытался объяснить
существование мира тем, что наша Вселенная - гигантская флуктуация на фоне всеобщей
деградации. Но это неправдоподобно с позиций статистики. Так XIX век не дал
решения этой загадки и передал ее последующим поколениям.
XIX век - это век вероятностного видения Природы, эволюционирующего
мира, замеченного Больцманом и Дарвином. Революционные перемены в
естествознании не ограничились этими открытиями. Вселенная Ньютона -
Вселенная твердой материи, состоящей из атомов, неделимых частиц.
Знаменитые эксперименты Фарадея, теоретические работы Максвелла по электромагнетизму
привели к обоснованию полевой формы материального мира, где материя не имеет
четких границ, очертаний.
МОДЕЛЬ МИРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
В XX веке произошли дальнейшие открытия в термодинамике, теории информации,
теоретической физике, биологии, нейропсихологии и других областях естествознания.
Первые десятилетия нашего века принесли неожиданные результаты в физике, а именно:
теорию относительности Эйнштейна, квантовую теорию атомных процессов. Оказалось,
что принятое в астрофизике и космологии понятие пустого пространства не имеет
смысла, а развитие атомной физики разрушило представление о твердой материи.
Это разрушение началось еще, как отмечалось выше, с работ Фарадея и Максвелла.
Были опровергнуты все базисные концепции ньютоновской физики: абсолютность времени
и пространства, незыблемость материальной природы пространства, детерминированная
система объяснений и т.д. Последние положения подверглись сомнению еще в конце
XIX века в результате исследований в термодинамике и биологии.
Иными словами, ньютоновская модель мира была адекватной, пока физика исследовала явления в мире повседневного опыта, в зоне средних измерений. Как только она стала проникать в микро- и макромир, эта модель стала непригодной. Согласно теории относительности, пространство и время не являются независимыми сущностями, поток времени неравномерен и не однороден, как это было принято в ньютоновской модели. Время зависит от позиции наблюдателя и скорости относительно наблюдаемого объекта. Более того предполагается, что присутствие массивных объектов влияет на пространство - время. Любые изменения в пространстве и времени относительны и даже сама структура пространства - времени зависит от распределения материи - поэтому непреодолимое различие между материей и пустым пространством исчезает...
Выяснилось, что у субатомных частиц очень абстрактные характеристики и парадоксально
двойственная природа. В зависимости от организации эксперимента они проявляют
себя иногда как частицы, иногда как волны. В квантовой физике для описания таких
как бы взаимозаменяющих явлений введено новое логическое приспособление - принцип
дополнительности. Согласно Бору, это противоречие является результатом неконтролируемого
взаимодействия между объектом наблюдения и наблюдательными средствами. В области
квантовых взаимодействий не может быть и речи о причинности и полной объективности
в обычном их понимании [8,9].
Потрясающим открытием теории относительности явилось экспериментальное подтверждение
того, что материальные частицы могут создаваться из чистой энергии и опять превращаться
в чистую энергию при обратном процессе. Соотношение массы и энергии выражено
в знаменитом уравнении Е = те2.
МОДЕЛЬ МИРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
В семидесятые годы нашего века был достигнут существенный прогресс в термодинамике,
который привел к появлению новой науки - синергетики. Синергетика объяснила
возможность падения энтропии, т.е. самоорганизации хаоса, произошла интеграция
далеких друг от друга областей знания, в частности объединение физики с биологией.
Синергетика создает новый образ мира. Она основана на идеях системности и
целостности мира, на общих законах развития всех уровней, материальности и духовности
на взаимосвязях хаоса и порядка [10]. Синергетика исследует открытые термодинамические
системы вдали от равновесного состояния. Такие системы математически описываются
нелинейными уравнениями, которые имеют множество решений. Им соответствует столько
же путей эволюции, отсюда их многовариантность и альтернативность. Выбор пути
приводит к необратимости эволюции. Один из создателей синергетики лауреат Нобелевской
премии Пригожин пишет: "...наш мир - это не молчаливый и однообразный мир
часового механизма... Мы живем в открытом - технологическом и творческом мире"
и далее ". ..картина мира классической науки - лапласовский детерминизм
- выглядит с современной позиции почти как карикатура на эволюцию" [15].
Произошли не менее впечатляющие открытия в другой области естествознания - теории
физического вакуума. Все физические теории, начиная с механики Ньютона и кончая
современными теориями фундаментальных взаимодействий, рассматривают поведение
твердых тел, жидкостей, газов, различных полей и элементарных частиц. В настоящее
время расширены представления об окружающем нас мире и речь идет не о четырех
(твердые тела, жидкости, газы, плазма), а о семи уровнях реальности (добавляются
физический вакуум, информационный уровень, абсолютное ничто). В теоретической
физике проблема создания единой теории поля находит свое решение в теории физического
вакуума. Далее материальные и энергетические взаимодействия объяснялись на основе
четырех фундаментальных взаимодействий: гравитационные и электромагнитные (дальнодействующие),
сильные и слабые (близкодействующие).
В последние пятнадцать лет физики высказывают предположение о существовании
пятого фундаментального взаимодействия, а именно: спин-торсионного, обладающего
свойствами дальнодействия. Торсионное взаимодействие отличается от других фундаментальных
взаимодействий - оно информационно-энергетическое, а не материально-энергетическое;
оно способно передавать информацию практически без затрат энергии со скоростью,
превышающей скорость света. Эти проблемы новейшей физики опубликованы в [9,
11] и нашли свое отражение в статье Шипова и Акимова, помещенной в данном номере
журнала.
Остановимся на другой ветви развивающейся науки - информатике. Высказываются
предположения об особой роли информации. Произошло дальнейшее развитие взглядов
на информацию: от чисто служебной роли в науке информация начинает рассматриваться
как фундаментальная сущность Природы, сопрягающая духовную и материальную ипостаси
мироздания. Предполагается, что на уровне физического вакуума возможно информационное
отображение всего сущего, высказаны предположения о материальном носителе информации
(спины). Открытие законов синергетики, новый взгляд на фундаментальные взаимодействия
в природе и физический вакуум, роль информации заставляют пересмотреть строение
мироздания и сценарий его развития.
Научное мышление в современной медицине, психиатрии, психологии, антропологии
представляет собой часто развитие моделей физической Вселенной. Новые взгляды
проникают в эти области естественно с некоторым опозданием, и многие разделы
различных наук до сих пор опираются на ньютоновские парадигмы. В то же время
результаты трансцендентальной психиатрии (использование психолитиков, некоторых
психофизиологических приемов и т.п.) гораздо проще объясняются на основе квантово-релятивистской
физики.
Разработаны новые парадигмы в психологии, связанные с квантовой концепцией мышления
и сознания, с "языком мозга", с ролью преобразования Фурье в процессах
восприятия, с голографическими принципами памяти и мышления и т.д. [12, 13].
На первый взгляд далекие друг от друга области науки - термодинамика, информатика,
теоретическая физика, психология позволили объединить их результаты в новое
научное направление - биоэнергоинформатику, в развитие которой внесли свой вклад
многие ученые мира.
Дано обоснование возможности существования "духовного", или "тонкого" мира. Предполагается, что в этом по религиозной терминологии Божественном мире, и по научной терминологии - информационном пространстве хранятся сведения обо всем Сущем. К этим сведениям может в принципе иметь доступ и человеческий мозг. Иными словами Вселенная рассматривается как своего рода гигантский компьютер с бесконечной памятью и с индикаторами бесконечных размеров в условиях неограниченного времени [14]. Сознание представляется как ограниченная часть этой СуперЭВМ. К этой идее в терминах своего времени подходили многие ученые и философы: Платон ("Мир идей"), Ньютон ("Абсолют"), Гегель ("Саморазвивающийся дух"). Налимов ("Семантическая Вселенная"), Вернадский ("Ноосфера"), Пенроуз ("СуперЭВМ"). Введенные ими понятия являются синонимами космического разума. Итак, разработка нового научного и философского мировоззрения опирается не на конфронтацию научного и эзотерического знания, Науки и Религии, а на их союзе.
Современный образованный человек, на наш взгляд, хотя бы в общих чертах должен
быть знаком с рассмотренными выше научными и философскими идеями, т.к. они помогут
сформировать мировоззрение, занимать научно-обоснованную позицию при обсуждении
аномальных явлений природы, технических и естественных катастроф, угрозы психотеррора,
нетрадиционной медицины и т.д.
Эти проблемы обсуждаются в статьях, книгах, с экранов телевизоров и т.д. При
этом серьезные научные результаты перемешаны с невероятной информацией; мы являемся
свидетелями коллективного манипулирования человеческим сознанием, появилась
новая проблема психотеррора и псиоружия. Особого внимания заслуживают нравственные
проблемы и их место в общей картине мироздания.
ЛИТЕРАТУРА
1. К. Г. Короткой, Свет после жизни, Санкт-Петербург (1994), с. 230.
2. R. Jahn, В. Dunne, Margins of Reality. The Role of Consciousness in the Physical
World (1988), p. 287.
3. Феномен "Д" и другие, сост. Л. Е. Колодный, Политиздат, Москва
(1995), с. 335.
4. А. П. Дубров, В. Н. Пушкин, Парапсихология и современное естествознание,
Соваминко, Москва (1990), с. 278.
5. Тематический выпуск журнала "Приборостроение ": Исследование биоэнергоинформационных
процессов, № 6, Институт точной механики и оптики, Санкт-Петербург (1993), с.
95.
6. Шюре, Великие посвященные, Книга-Принтшон, Москва (1990), с. 419.
7. В. Н. Волченко, "Неизбежность "тонкого мира", Терминатор,
№ 1 (1993).
8. С. Гроф, За пределами мозга. Трансперсональный институт (1993), с.
50.
9. Г. И. Шипов, Теория физического вакуума, НТЦентр, Москва (1993).
10. М. В. Волькенштейн, Энтропия и информация, Наука, Москва (1986), с. 191.
11. А. Е. Акимов, В. Л. Тарасенко, Модели поляризационных состояний физического
вакуума и торсионные поля, Препринт № 7, МНТЦ ВЕНТ, Москва (1991), с. 31.
12. А. Е. Акимов, В. Н. Бинги, "О физике и психофизике", Сознание
и физический мир. Вып. 1, Яхтсмен, Москва (1995), с. 104-125.
13. Е. А. Файдыш, Измененные состояния сознания, Корона-Лак, Москва (1993),
с. 136.
14. А. Е. Акимов, В. Н. Бинги, "Компьютеры, мозг, Вселенная как физическая
проблема". Сознание и физический мир. Вып. 1, Яхтсмен, Москва (1995), с.
126-136.
Дульнев Геннадий Николаевич, доктор технических наук,
профессор Государственного института точной механики и оптики (технический университет),
Санкт-Петербург