Библиотека Эзотерики Малышева - БЭМ
Мир людей с группами крови АВ(IV) и В(III)
Для начала вспомним, как устроен компьютер. В нем имеется собственно счетная машина - процессор и оперативная память, имеются программы обсчета и база данных. Процессор при участии оперативной памяти, используя программы и базу данных, строит множество вариантов ситуации и далее, согласно другим подпрограммам, в которых имеются "критерии качества", выбирает оптимальный вариант. Больше ничего существенного в компьютере нет. При таком подходе, вопрос, как это все выполнено, из какого "железа", несуществен. Но если нас интересует компьютер, который умеет быстро считать и многое помнить, надо разобраться, как он работает, и из чего он сделан.
Устройство компьютера
Работает он примерно так. Пусть на компьютере производится набор текста данной статьи. За содержательную часть отвечает автор, а не компьютер, и это очень важно. Компьютер не обладает свободой выбора, а только свободой перебора вариантов. Но вот автор заметил свою ошибку и хочет вставить слово или даже фразу в готовый текст. Компьютер просчитывает множество вариантов размещения текста с учетом вставки, поскольку от такой вставки может поменяться расположение всех последующих строк и абзацев на всех последующих страницах. Построив все возможные варианты ("в уме", в оперативной памяти), компьютер выбирает и реализует тот из них, который лучше всего соответствует настройкам программы форматирования текста. Их заранее выбрал автор.
Если при таком переборе компьютер "задумается" даже на минуту, он никому не нужен. Требуется, чтобы все эти поиски занимали меньше секунды. А это и есть вопрос быстродействия. Чем выше быстродействие, тем больше вариантов можно перебрать, тем элегантнее получится окончательный набор. Теперь посмотрим, от чего зависит быстродействие.
В компьютере имеются устройства, основанные на быстродействующих электронных переходах, их немного, но на них держится вся работа. Это - процессор и оперативная память. В то же время все программы и база данных размещаются на дисках с перемагничивающимися элементами или лазерных дисках. Эти устройства обладают огромной памятью, но скромным быстродействием из-за медленности механического привода считывания, которым там осуществляется выбор нужной записи, наподобие адаптера радиолы или патефона. И все-таки быстродействие компьютера много выше, чем можно было бы предположить из его магнитофонных свойств. Дело в том, что информация, записанная на медлительных магнитных дисках, никогда не нужна вся сразу. На диске она хранится по библиотечному принципу, имеет название. Единица хранения называется файлом. В библиотечной аналогии файл - это книга. Поэтому, если угадать, какой файл, или какой информационный блок из файла потребуется в ближайшие секунды, то можно упреждающе переписать нужный блок в быстродействующую оперативную память и работать с ним, используя все преимущества быстродействующего устройства. Потом сбросить использованный блок назад и подхватить новый. Более того, и на магнитном диске можно собрать в одном месте то, что может понадобиться для работы сейчас, однако для последней процедуры требуется наличие свободного пространства, где ничего не записано. Так можно поступать сколько угодно раз, если догадываться хотя бы в общих чертах, хотя бы по аналогии, что должно следовать дальше. Обычно это удается.
Может ли мозг человека работать компьютером.
А мозг человека, может ли он работать быстро? При ответе на этот простенький вопрос приходится конфузливо отводить глазки. Нет в человеческом организме электронной проводимости, быстродействие которой огромное. Мы, люди, состоим в основном из воды, и проводимость в нашем организме ионная. А она очень-очень медленная.
Конкретизируем ситуацию. Самая быстрая система передачи информации в организме, конечно, электрическая. Электричество вырабатывается клетками. Клетка имеет два состояния, характеризующиеся разным электрическим потенциалом: возбуждение и покой. Это аналог выбора ДА-НЕТ в ячейке записи компьютера. Там выбор реализуется степенью намагниченности ячейки поверхности магнитного диска. Потенциал клетки в состоянии возбуждения и покоя отличается на величину порядка 100 милливольт, что составляет очень заметную величину. Этот эффект может с успехом быть использован для записи и передачи информации. Что касается быстродействия, то здесь картина плачевная. Типичное время изменения потенциала в нервной клетке составляет одну миллисекунду. Быстрее нельзя. Увы, это непомерно много. Передача информации по нервным путям способом последовательного изменения электрического состояния клеток (эстафетный принцип) с учетом задержки на 1 миллисекунду в каждой клетке приводит к скорости передачи информации не более 100 м/сек. Если сравнивать с твердотельными структурами, из которых состоит компьютер, это скорость даже не черепахи, а улитки.
Попробуем провести количественное сравнение. Возможности компьютера определяются в первую очередь быстродействием его процессора и оперативной памяти. Величина этого быстродействия характеризуется тактовой частотой, которая приблизительно есть частота изменения потенциала в каждом элементе твердотельной схемы компьютера. Тактовая частота задается специальными часами, встроенными в компьютер. В настоящее время эта частота для промышленных образцов Pentium достигает 500 мегагерц. Для сравнения отметим, что если бы компьютер был сделан из живой клеточной ткани, то с учетом времени изменения электрического состояния клетки порядка одной миллисекунды, тактовая частота компьютера не могла бы превышать 1 килогерц. Разница в пять с лишним порядков. Компьютер на основе клеточной ткани был бы полным идиотом. Он перебирал бы варианты ГОДЫ.
Здесь ничего нельзя усовершенствовать. И что из этого вытекает? Вытекает то, что в человеческом организме не может существовать ничего похожего на компьютер.
Аналоговое управление организмом
А как же происходит управление в человеческом (и животном) организме? По аналоговой схеме. Аналоговая схема совсем не компьютер. Там нет перебора вариантов. Аналоговая схема - это современное пока нам телевидение, аудио и видео записи на обычных магнитофонах. Простота, но взамен плохая помехоустойчивость, невозможность идентичного копирования. И совсем другое дело - компьютерный звук или видео (т.н. цифровой). Копия равна оригиналу. Любое, самое высокое качество. Все зависит от быстродействия.
Многочисленными опытами на животных и человеке установлено, что управление происходит по схеме рефлекторной дуги. Имеется рецептор, который посылает в мозг сигнал боли. Этот сигнал со скоростью 100 метров в секунду по нервным трассам доходит до головного мозга и попадает в нужный его отдел. Далее по другому нерву идет сигнал из головного мозга в соответствующий мускул, чтобы он сократился, и рука отдернется. Безусловные и условные рефлексы. Для такого способа управления компьютера не требуется. Компьютер нужен там, где требуется обсчет вариантов, оценка и выбор оптимального варианта, где применяется цифровое кодирование сигнала.
Подведем промежуточный итог. Организм живого существа взаимодействует с окружающим миром по аналоговой схеме, которая наилучшим образом соответствует "водной" структуре его тела. Схема без выбора вариантов взаимодействия очень надежна. Она соответствует наилучшей выживаемости в условиях недружественного окружения. В организме ничего не обнаружено, кроме аналоговых цепей. Это заставляло ученых рассматривать и механизм мышления на основе аналоговых процессов. Классика здесь - собака Павлова, условные рефлексы, обучение, а вернее дрессировка на основе условных рефлексов.
Получился парадокс: мы хотели бы объяснить мышление человека на базе компьютерных представлений, но ничего похожего на процессор компьютера и его оперативную память в организме человека нет и быть не может, потому что отсутствуют быстродействующие перестраевыемые структуры, необходимые для комплектации компьютера. В то же самое время практика нашего мышления в виде моделирования ситуаций и перебора их вариантов явно не укладывается в примитивную аналоговую схему, куда пытаются запихнуть процесс мышления некоторые ученые люди.
Что такое мышление
И закрадывается страшное подозрение, что мозг вообще не есть аппарат мышления, что мозг - главная часть аналогового устройства управления телом человека, что в этом устройстве можно закрепить в виде условного рефлекса привычку по утрам чистить зубы или убирать кровать, но не более того; что мышление реализуется по компьютерному принципу, но мозг человека - только одна структурная единица этого компьютера, а именно только медленная память, активность которой соответствует активности магнитофонной памяти компьютера. Во время этой зафиксированной электрической активности мозга происходит считывание данных и их перегонка в оперативную быстродействующую память, расположенную… непонятно где. Отдайте мой компьютер!
Проблема мышления осложняется тем, что это чуть ли не единственный участок человеческой деятельности, который нельзя наблюдать со стороны. Только изнутри и только в единственном экземпляре - своем собственном. Из этого вытекает, что объективное исследование мышления невозможно. Это наиболее таинственная процедура жизни. Попробуйте из любопытства описать процесс собственного мышления - очень скоро зайдете в тупик. Тупик возникнет сразу, как только Вы попытаетесь определить, что такое Ваше "Я". Мы даже не можем знать, мыслят ли животные, потому что о всех мыслительных процессах других субъектов мы узнаем только по реакции организма: по словам, движениям, мимике, изменениям электрических потенциалов, потоотделению, "медвежьей болезни" и другим жизненным отправлениям. Корифей всех времен и народов, занимаясь языкознанием, четко указал, что если нет слов (хотя бы мысленно), то нет и мышления. Просто и наглядно, но как быть с глухонемыми от рождения?
Автор рискует предположить на основании собственного опыта и чтения художественной литературы, в которой, независимо от сюжета, фактически описывается мышление авторов, что имеются два вида мышления: нелинейное, с внезапным возникновением образов на любом доступном человеку информационном канале, и линейное, суть которого построение и перебор вариантов на языке, свойственном данному человеку. Далее мы будем говорить только о привычном линейном мышлении человека. Если он музыкант, он может мыслить нотными знаками или отрывками мелодий, если физик - на языке уравнений или моделей процесса, оратор произносит варианты речей, боксер мыслит ударами, а художник - красками, образами и т.д. Автор весь этот абзац написал исключительно затем, чтобы читатель согласился с главным утверждением: в основном мы все время занимаемся перебором вариантов и при этом быстрым. "Со скоростью мысли…". А какая скорость у мысли? Видимо, ближе к компьютерной. Снова вопрос: где же может находиться мой компьютер?.. А Ваш?
Отдаленный компьютер и мгновенная передача информации
Конечно, автор настоящей статьи не претендует на знания в последней инстанции. Но ему кажется, что в качестве модели можно принять нечто весьма неожиданное. Автор оставляет "на потом" обоснование, почему правдоподобно выбирать в качестве структуры компьютера всю Вселенную, но предлагает обсудить именно этот вариант. Предположение, что Вселенная и есть Мой Компьютер, не приходит в голову потому, что она, Вселенная, слишком большая, и обмен информацией между ее частями даже со световой скоростью не позволяет сделать этот компьютер быстродействующим. Слишком много миллионов и миллиардов лет должен бежать свет между удаленными космическими объектами. Такой компьютер тоже был бы идиотом из-за медленности передачи информации. Однако дискуссии в современной физике позволяют взглянуть на проблему с неожиданной стороны.
Теория т.н. "квантовых корреляций" позволяет предположить, что информационное взаимодействие между отдаленными объектами может происходить со сверхсветовой скоростью, более того, мгновенно. (См., например, большой обзор академика Кадомцева в журнале Успехи физических наук в № 5 за 1994г). Это не отменяет теорию относительности, но создает интересные возможности по части причинности. Таким образом, не углубляясь здесь в те вопросы, которые в теоретической физике имеют дискуссионный статус, мы просто предположим, что имеется возможность мгновенной передачи информации, что и позволяет рассматривать всю Вселенную в качестве вместилища вычислительной машины. Это предположение не находится за границами современной нам науки. Но из него вытекают фантастические следствия. Разберемся теперь, по какой схеме может происходить взаимодействие между объектами Вселенной.
Современная нам теория материи в виде квантовой механики полагает, что все материальные объекты Вселенной наиболее полно описываются так называемой y-функцией (пси-функцией), которая в первоначальной теории имела чисто служебные функции расчетной величины. У нее вообще очень сложная биография. Некоторые крупные физики все хотели ее материализовать. Другие, не менее крупные, - исключить из рассмотрения, потому что за ней ничего не стоит. В конце концов оставили в покое. Для начала заметим, что первична y-функция Вселенной в целом, которая в отдельных частных случаях допускает существование y-функций частей как предельный случай слабого взаимодействия. Именно так, от общего к частному. При таком подходе не вызывает удивления эмпирическая связь между массовыми событиями в виде войн, революций и т.д. с одной стороны, и цикличностью появления пятен на Солнце. Эта зависимость обнаружена известным непризнанным гением Чижевским. Если принять, что первична именно y-функция целого, а не его частей, то вызывает удивления другое, а именно, почему это надо доказывать. В этой связи и некоторые астрологические заключения (например, тип психического поведения: Овен, Рак, Весы и т.д.) вполне могут иметь научную эмпирическую основу, которая существует, но пока нами не выявлена.
Можно в порядке самой поверхностной аналогии считать, что y-функция это что-то вроде государства. Далее идут области, районы, города, семьи, отдельные люди. В этом смысле уместно задать вопрос, насколько свободен человек в своих поступках. Свободен, но некоторая часть его степеней свободы отобрана (или отдана?) в коллективное пользование. Кому же? Семье, городу, области, государству. Если это так, больным может быть не только отдельный человек, но семья в целом, город и, наконец, государство, нация, все человечество. Вот какие масштабные выводы можно получить из первичности понятия y-функции Вселенной и возможности оперативного обмена информацией со сверхсветовой скоростью. Последнее позволяет не искать выделенный центр, "столицу" так сказать, поскольку мгновенная передача информации на корню уничтожает понятие метрополии и колонии.
Все сказанное позволяет нам вернуться к свойствам небесного компьютера (и моего, и Вашего). Впредь будем использовать термин "отдаленный компьютер". Блок-схема выглядит так: процессор и оперативная память существуют "на небесах", на материальных объектах Вселенной. Вместо электрических проводов - структуры y-функции, изменяющиеся "мгновенно", а вместо долговременной памяти - клетки человеческого мозга, точнее сети нейронов. Понятно, что сети нейронов взаимодействуют с отдаленным компьютером безынерционно через y-функцию.
Где происходит мышление
А теперь мы сделаем логический вывод из сказанного. Наше мышление не происходит внутри нашего тела. Этот неожиданный вывод вовсе не так парадоксален. Именно в силу того, что наблюдать за процессом собственного мышления невозможно, мы можем вводить любые гипотезы. Действительно, есть основание полагать, что мышление совершается вне тела!
Скептик может возразить: "А если отрубить человеку голову, он будет мыслить?" Именно это и есть основной вопрос религии. Если компьютер снаружи, да, будет мыслить, но поведать об этом никому не сможет! Для квалифицированного ответа на этот вопрос требуется, чтобы человек сначала умер, потом ожил и всю правду нам рассказал. Раньше такого не было, если не считать воскрешения Лазаря. Но у него интервью не брали... Но ведь теперь такие случаи есть! Это случаи клинической смерти, которая сейчас надежно фиксируется. Известны воспоминания людей, переживших клиническую смерть. Мышление по их словам не прекращалось. Проверить мы не можем, мышление непроверяемо. Возможно создание новой науки, основанной на статистическом анализе непроверяемых, невоспроизводимых явлений. Возможно, что доктор Моуди, который догадался записать рассказы мнимоумерших и проклассифицировать их, заложил первый камень в основание статистической науки.
Есть и другой довод в пользу сказанного. Если мы глубоко о чем-то задумаемся, мы практически перестаем видеть и слышать окружающее, мы целиком погружаемся в свои мысли и образы. Мозг фактически отключается от реальности. Это тоже как бы смерть. В ряде восточных учений используется специальные способы вытеснения реальности и погружения в себя. Идя по этому пути, йоги могут почти прекращать обменные процессы и впадать в некую спячку, которая продолжается дни и недели. Они даже приказывают зарывать себя в землю с последующим воскрешением.
Предложенная схема позволяет включить в серьезное научное рассмотрение особые качества парапсихологов высшей квалификации, про которых точно известно, что они не шарлатаны. Не касаясь ныне живущих, можно в научных трудах академика Бехтерева найти описание его работ (совместных с замечательным дрессировщиком Дуровым) по успешному внушению животным тех или иных поступков. Эти опыты, как предполагал Бехтерев, можно объяснить только передачей животным мысленных образов на расстоянии. Это один из немногих случаев, когда "крамольные" представления высказываются человеком, чья научная добросовестность и квалификация не вызывают сомнений.
Зачем человеку сон
В компьютерной схеме человеческого мышления ( а она реализуется только при привлечении внешнего процессора и оперативной памяти) находит объяснение или хотя бы намек на объяснение такое удивительное явление как сон. В фазе быстрого сна человек видит полноценные картины жизни и это в то время, когда его мозг не подпитывается жизненными впечатлениями. Трудно отказаться от соблазна считать фазу быстрого сна аналогом мышления после смерти. Можно предположить, что спящему человеку крутится компьютерное кино с использованием внешнего процессора и оперативной памяти, но с привлечением образов из долговременной человеческой памяти. Остается вопрос зачем.
Со сном вообще много непонятного. Без сна человек погибает также быстро и неизбежно, как без воды. А почему, собственно? Для попытки объяснения используем компьютерную аналогию. В компьютере, как мы уже обсуждали выше, имеется медленная долговременная память. Чтобы использовать ее большие объемы и не потерять в быстродействии, процессор компьютера забрасывает в сверхбыструю, но ограниченную по объему оперативную память данные, которые необходимы для работы, и снова сбрасывает их назад, чтобы заменить другими, более нужными. Мало того, в медленной памяти он создает виртуальные конструкции, которые ждут своей очереди. В силу данной причины в компьютере очень нежелательно заполнять долговременную память "под завязку", потому что в этом случае негде размещать виртуальные конструкции ("кэш"-память). Возможно, что по этой причине только небольшая часть мозга используется понятным для нейрофизиологов образом. Есть большой объем незадействованных нейронов. Но это как раз и требуется для успешной работы памяти человеческого компьютера!
Однако, за все надо платить. В результате перезаписей в процессе работы технического компьютера многие файлы в долговременной памяти оказываются разорванными на куски. Это явление носит техническое название фрагментация. В этом случае компьютер должен тратить дорогое время на сборку из разных мест разорванного на куски файла. Чтобы компьютер работал быстро и без ошибок, периодически оператор компьютера останавливает работу (это обязательно!) и запускает программу дефрагментации, которая сшивает все файлы и расставляет их в наиболее удобную для работы последовательность. Иногда этот процесс занимает часы.
При этом надо учесть, что у работающего компьютера в память непрерывно что-то добавляется, а что-то становится ненужным и из памяти удаляется. Это делается и вручную, и автоматически. Поэтому производится не только дефрагментация имеющихся файлов, но и расстановка новых на нужное место. Перед этим удаляются лишние или испорченные записи. После такой регламентной работы быстродействие компьютера резко повышается. Эту регламентную работу нельзя сделать один раз на всю жизнь. Ее надо делать регулярно. В техническом компьютере эти регламентные работы можно запустить в автоматический режим. Практически это выглядит так. Компьютер работал-работал, потом перестал, извинился и начал чистить перышки... Может быть, сон - регламентное время для работы с записями в памяти мозга. Без нее память просто выйдет из строя, мышление прекратится и наступит смерть?
Распознавание образов
Компьютерный характер нашего мышления можно проиллюстрировать следующим примером. Человек идет по лесу и собирает грибы. Его глаза непрерывно поставляют информацию в долговременную память мозга. Оттуда она перекачивается в оперативную память отдаленного компьютера. Там же непрерывно крутятся данные из долговременной человеческой памяти в виде образов разных грибов, виденных некогда данным человеком в лесу или в грибном справочнике. Отдаленный компьютер, используя встроенную программу распознавания образов, идентифицирует увиденный образ сначала просто с грибом, а потом с подосиновиком, для примера. Поэтому успех в грибной охоте зависит чаще всего не от знания заповедных полян, а от качества программы распознавания. Это особенно заметно, когда два человека идут рядом по лесной дороге, а результаты сбора - разные. Человек с плохой программой распознавания видит все тоже самое, но эти блики света не складываются у него в образ гриба. Поэтому он смотрит на гриб, но его не видит.
Конечно, грибы в этом примере - всего лишь пример. Автор хотел сказать, что в жизни человека каждый день, час и даже минуту органы восприятия поставляют информацию для отдаленного компьютера по всем возможным каналам, а в нем происходит сравнение с данными, поступившими из человеческой долговременной памяти, и идентификация образов.
Абсолютно то же самое происходит в техническом компьютере при распознавании страницы текста. Сначала прибор сканнер, напоминающий фотоаппарат, переводит изображение в совокупность электрических импульсов, а после этого компьютерная программа, анализируя эти импульсы, выявляет на фоне контрастных световых пятен буквы и слова. Для этого в программу закладываются известные данные образов букв разных языков и грамматики. Все вместе позволяет компьютеру "увидеть" текст на фоне грязного листа бумаги и перенести этот текст в любом другом формате, с другим шрифтом на любой другой носитель, даже на каменные скрижали.
Рассказанное имеет полную аналогию со сбором грибов в лесу. В том и в другом случае используется поток новой информации, справочник по старой и перебор компьютером "страниц" справочника для идентификации увиденного. При этом программа идентификации может быть попроще и посложнее. Качество распознавания зависит от качества программы и скорости быстродействия компьютера. Для примера скажем, что распознавание отсканированной страницы текста составляет время порядка минуты при современном гигантском быстродействии компьютера. Справка: человек распознает гриб за время, равное нескольким секундам.
И все-таки, почему мы утверждаем, что все эти процедуры производит таинственный отдаленный компьютер, которого никто никогда не видел? Потому, что у систем, основанных на ионной проводимости нет нужного быстродействия. Если есть у человека компьютер, то только вне его.
Итак, подытожим, что делает мозг. Мозг выполняет следующие главные функции.
Является аналоговым устройством управления организма, обеспечивая его биохимический
гомеостаз (на бессознательном уровне)
Воспринимает сигналы от внешних рецепторов и реализует программу отклика по
схеме рефлекторной дуги.
Поставляет из долговременной памяти мозга данные для распознавания образов в
неизвестном отдаленном (внешнем) компьютере и служит местом для создания долговременных
виртуальных конструкций (кэш-память).
Реализует решения "внешнего" компьютера на материальном уровне.