Дуальная природа человека
Вышерасположенная информация предназначена моим рекламным агентам

Главная страница сайта.

Библиотека Эзотерики Малышева (БЭМ) - прошу сюда

Мир людей с группами крови АВ(IV) и В(III).

АУШРА АУГУСТИНАВИЧЮТЕ

ДУАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА.

Очерк по соционике.

Часть 1.

Вильнюс
1983, 5, 1.

232055
Вильнюс, ул. В.Грибо, 23/18-37
тел.74 - 90 - 40

Содержание.


1. Природа эротических чувств .............................. 3
2. Проблемы психологической дополняемости .................. 4
3. Преимущества типологии К.Г.Юнга ......................... 5
4. Чувство юмора и 16 типов ИМ ............................. 6
5. Что кого интересует и кто в чем разбирается ............. 7
6. Сознательность любви .................................... 11
7. Качества человека, которые следует учитывать при
подборе партнера ........................................ 12
А. Шизотимность - циклотимность ....................... 13
Б. Экстравертность - интровертность ................... 15
В. Логика - этика ..................................... 20
Г. Сенсорика - интуиция ............................... 24
Д. Статика - динамика ................................. 27
Е. Другие качества .................................... 27
8. Что дает человеку психическое дополнение ................ 28
9. Проявление чувств в предбрачной дружбе .................. 32
А. Логические экстраверты и этические интроверты ...... 33
Б. Этические экстраверты и логические интроверты ...... 38
В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты ..... 41
Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты ..... 45
10. Послесловие автора ..................................... 50


1. ПРИРОДА ЭРОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.
--------------------------

Где причина эротической любви? В очеловеченном половом инстинкте.
Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а две, со-
вершенно независимые друг от друга потребности: потребность снятия сек-
суального напряжения и потребность психической связи с другим человеком. Обе
зависимы от интеллекта, культуры, социальных условий, взаимосвязанных между
собой, но не являются причиной друг друга. Наиболее убедительной нам кажет-
ся гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как пар-
ного существа.
Об этом размышляли многие философы. "Один человек еще не человек, - пи-
сал Фейербах, - только в паре он обретает гармоничную целостность". Истин-
ная сущность любви состоит в том, - читаем у Гегеля, - чтобы отказаться от
самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и заб-
вении впервые обрести самого себя, забыть и обладать самим собой. /Гегель.
Соч.,Т.N13, 1940, стр.108/ Подобным образом рассуждает Эрих Фромм: "Любовь
позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадок-
сом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя".
Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками ис-
пользовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диа-
логе Платона "Пир".Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело - две па-
ры рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэто-
му каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстанов-
ления своего прежнего полного Я.
Похоже звучат строки Ю.Рюрикова: "Это физическое ощущение своей слитнос-
ти с другим человеком - ощущение совершенно фантастическое. Мы знаем, что в
обычном состоянии человек не может ощущать чувства другого человека, пережи-
вать их, и только в апогее сильной любви есть какой-то странный психологи-
ческий мираж, когда разные Я как бы исчезают, сливаются друг в друга, и лю-
ди делаются психологическими андрогинами... это чуть ли не буквальное "пере-
селение душ" - как будто часть твоей "души" перебралась в тело другого чело-
века, слилась с его нервами, и теперь ты чувствуешь его чувства точно так
же, как свои... почему это бывает только у любящих, только у близких людей,
- неясно, психологам и физиологам еще предстоит разрешит эту загадку".
/Ю.Рюриков. "Три влечения". М., 1968, стр.157-158/
Если эротическая любовь является последствием психической структуры че-
ловека, то о ней можно говорить не только на языке искусства, но и на точ-
ном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для того,
чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как и психичес-
кое одиночество в браке, ненормальные явления, заставляют смотреть на брак
более серьезно.

2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДОПОЛНЯЕМОСТИ.
--------------------------------------

Если человек ищет психические дополнения, значит его дополняет не каж-
дый физически приятный партнер, а лишь индивидуум с определенными психичес-
кими качествами. Эти качества и нужно установить. В какой-то мере правы ут-
верждающие, что для дополнения нужны противоположные качества. НО наши ис-
следования показали, что не каждую противоположность можно назвать дополне-
нием. Есть противоположности, дающие постоянную напряженную конфликтность
или погашение активности другого. А есть и дополняющие противоположности,
ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни. Ответ ле-
жит за каждой из типологий, которыми пользуются психиатры, начиная от
П.Б.Ганушкина, Э.Кречмера,К.Г.Юнга, А.Кемпинского, кончая А.Е.Личко,К.Леон-
гардом. З а к а ж д о й! Просто есть совместимые типы людей и несовмести-
мые. И каждый, кто знает хоть одну из этих типологий, может для себя это
проверить. В общем - как и при всех открытиях - ответ настолько прост, что
уму непостижимо, почему до сих пор до этого никто не додумался ни у нас, ни
за границей.
Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных ти-
пов людей является типология К.Г.Юнга. Этому способствует подход автора к
психике человека как к определенной структуре, тогда как все другие типоло-
гии имеют описательный характер. Мы с нее и начнем. Что касается других ти-
пологий, то для желающих приводим сравнительную таблицу /рис.3/, по которой
видно как те же типы людей называются у других авторов. Может возникнуть
вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости чело-
века человеком. Во-первых, наверное, потому что все они психиатры, которые
по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в позна-
ние качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодей-
ствием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, доста-
точно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - одно-
типны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором от-
клонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным
поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопа-
тии. Хотя, например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные ак-
центуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем
добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к раз-
ным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.

3. ПРЕИМУЩЕСТВА ТИПОЛОГИИ К.Г.ЮНГА.
-------------------------------

Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход. Кро-
ме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому
пользуются не такими неприятными названиями как другие /рис.3/. За его наз-
ваниями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека,
называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способнос-
ти человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира. Мы
эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека.
К сожалению названия К.Г.Юнга нам тоже не совсем подходят. Поэтому то,
что он условно называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он на-
зывал эмоциями, - этикой. Не беремся утверждать, что наши названия идеальны
и что в будущем не удастся подобрать ничего подходящего, но они более точны,
чем юнговские. Например, когда К.Г.Юнг противопоставляет мыслительные типы
эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а вторые "живут
эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о другом: первые
об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы
про этих последних говорим: "у этих людей преобладает этическое мышление",
это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы сказали "у этих людей
преобладает эмоциональное мышление". У людей с "этическим" мышлением -
склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности- неэтич-
ности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном инте-
ресует логичность - алогичность отношений и поступков. Итак, с одной сторо-
ны, мы остались при принципе К.Г.Юнга строить названия, опираясь на наибо-
лее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия нем-
ного изменили. Поэтому вместо юнговских:
мышление, эмоции, сенсорика, интуиция
появились:
логика, этика, сенсорика, интуиция.

Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам
Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека опре-
деляется не одной, а двумя "функциями". Когда, например, говорим "логичес-
кий тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой, или тот,
что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - прак-
тичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к тео-
риям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками.
Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрят-
ный, знает, что красиво, что нет, всегда собранный. Второй - рассеянный,
старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это ему далеко
не всегда удается.
Юнговские термины экстравертированный-интровертированный мы заменили на
ныне распространенные экстраверт-интроверт, хотя считаем, что еще более под-
ходящими были бы термины экстратим-интратим, сделанные по аналогии с кречме-
ровскими терминами шизотим-циклотим, потому что после работы Айзенка, сог-
ласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного чело-
века называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины
стали двусмысленными.

4. ЧУВСТВО ЮМОРА И 16 ТИПОВ ИНФОРМАЦИОННОГО
----------------------------------------
МЕТАБОЛИЗМА (ИМ).
----------------

В связи с тем, что различия в типе личности это не что иное как разли-
чия в обмене информационного сигнала с окружением, типы личности мы будем
называть типами информационного метаболизма. Короче - типами ИМ.
Причем здесь информационный метаболизм?
Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на опре-
деленные составные части или аспекты. И каждый тип личности про одни из этих
аспектов получают очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую инфор-
мацию, а про другие аспекты воспринимает недифференцируемую, в сжатом виде.
Поэтому разные типы личности, побыв в одних и тех же ситуациях, помнят и
рассказывают совершенно другое и другими словами. Рассказ сопровождают дру-
гой мимикой, акцентируют другие моменты, происшествия. Основной причиной то-
го, почему один человек приятен, нравится, а другой - неприятен, утомляет,
является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какими ми-
микой, жестами, интонациями эти слова сопровождает. Когда один человек заде-
вает другого, он это делает не столько своими поступками, сколько тем, как
он эти поступки объясняет, которые из своих мотивов выдвигает. Поэтому одно-
му за одно и то же прощается, другому - нет.
Можно напомнить, что термин ИМ мы заняли у классика польской психиатрии
Кемпинского. По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологи-
ческого дискомфорта человека лежит нарушение его ИМ. Теперь мы знаем, что
этим нарушением является ни что иное, как недополучение нужных сигналов,
раздражителей от людей с дополняющими психиками и перегрузка ненужными,
утомляющими, раздражающими, от людей, контакт с которыми затруднен, потому
что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают мало понятными и неприемле-
мыми способами.
Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо замеча-
ниями и шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а лишь раз-
дражают. Любая шутка до нас доходит лишь в том случае, если она как бы нев-
значай дает ответ на какой-то назревший вопрос и успокаивает. У каждого чув-
ства юмора ограничено, потому что каждый хочет успокоения в чем-то другом. И
поэтому часто, когда кто-то обижается на нашу шутку, нам просто кажется, что
у этого человека нет чувства юмора. Дело же в том, что он склонен шутить
другими словами и совершенно о другом.
Всего есть 16 типов ИМ. Одни из них из окружения лучше отбирают одни
сигналы, другие - другие. Что доступно одним, недоступно другим. Одни рас-
сеяны и забывчивы на одно, другие на другое. Как эти типы появились? По-ви-
димому, на долгом пути развития человека, психика отдельной личности специа-
лизировалась, обретая при этом некоторую односторонность. Образовались
своеобразные пары психических свойств: если одно из них у ребенка развивает-
ся интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура ин-
дивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек - общественное су-
щество не только потому, что производство является общественным, но и пото-
му, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необ-
ходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном окру-
жении при общении и сотрудничестве с лицами, имеющими другие психические
структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более целенаправле-
но, более решительно и результативно, когда они имеют психическую опору в
людях с другим психическим складом. Это один из секретов простой кооперации.

В общении людей и их взаимопонимании важными моментами являются уровень
интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда говорим о пси-
хическом дополнении и психической совместимости, самое главное - тип ИМ. Он
определяется порядком селекции и обработки психикой получаемой информации.
Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонности,
способности, интересы, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с
другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно другое
поведение близкого человека. Каждому нужна не вообще "ах, любовь", а такие
формы симпатии любящего индивида, которые являются приемлемыми и убеди-
тельными, удовлетворяют психику.


5. ЧТО КОГО ИНТЕРЕСУЕТ И КТО В ЧЕМ РАЗБИРАЕТСЯ.
-------------------------------------------

Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представ-
ление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди коопе-
рируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям, достаточно прост:
отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью диф-
ференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам инди-
вид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навы-
ки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются диффе-
ренцированно с большей точностью, позволяющей осмыслить эту информацию и
представить ее в словесной форме.
Что это за аспекты?
Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физи-
ческой активности. Все, что происходит вокруг человека в объективном мире,
тоже не что иное как цепь актов физической активности. Можно сказать, что
то, что происходит с нами и вокруг нас, это те же цепи актов физической ак-
тивности. А цепь актов физической активности - нечто иное, как четыре такта
двигателя внутреннего сгорания:

1. потенциальная энергия,
2. превращение потенциальной в кинетическую,
3. кинетическая энергия,
4. использование кинетической энергии.

Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за
своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один луч-
ше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способнос-
тях /1 такт/, другой в его эмоциональной жизни /2 такт/, третий в том как он
работает /4 такт/. Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их назы-
вать интравертными элементами информационного метаболизма человека:

- потенциальная энергия - кинетичская энергия
- превращение потенциальной - использование кинетичес-
в кинетическую кой энергии

Благодаря этим элементам человек получает информацию о:

- потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, о его физических
и психических возможностях;
- возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека;
- мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов;
- активности объекта и субъекта, их способности трудиться.

Однако, окружающий нас мир состоит не только из движущихся тел, но и из
полей их взаимодействия. Их можно называть психологическими полями. Состав-
ные части этих полей - отношения между объектами и процессами, воспринимае-
мые людьми как определенные чувства. Так появляются еще четыре измерения ок-
ружающего мира, которые из-за своей типной природы человек тоже восприни-
мает с разной осознанностью. Каждому из них тоже присвоим символ и будем их
называть экстравертными элементами информационного метаболизма человека.

- отношения между процессами, происходящими в одно и то же время-простран-
ство;
- отношения между следующими друг за другом процессами - время;
- объективные отношения между двумя объектами и отдельными их свойствами
отношения объектов или измерение объекта объектом;
- субъективные отношения между двумя объектами или субъектами
- притяжение-отталкивание.
Благодаря этим элементам ИМ человек получает информацию:

- о качествах пространства, то есть о том, что в нем происходит, о само-
чувствии находящихся в этом пространстве людей;
- об отношениях между процессами, событиями и поступками во времени, о на-
личии или отсутствии времени, опасности или безопасности будущего;
- об объективных соотношениях между объектами, их весе, величине, ценнос-
ти и т.п., то есть о любых соизмеряемых параметрах;
- о притягательной или отталкивающей силе объектов и субъектов, о их нуж-
ности и ненужности друг другу, симпатиях и антипатиях, любви и ненависти.

Несколько слов о происхождении графических символов.

Интравертную символику мы обозначили кружком , фигурой, которая создает
впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуи-
цию - треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и этика -
это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэто-
му если логику обозначили квадратом , как символом строгости мышления, то
для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подоб-
рать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла .
Однородным экстравертным элементам присвоены те же символы, только дру-
гого цвета: , , , .
Итак, в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8
элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окру-
жающего мира. Теперь, каждому из этих элементов присвоим условное название,
которым в будущем и будем пользоваться.

Рис.1

Отражаемый Название качества психики Символ аспект мира человека или элемента ИМ,
благодаря которому человек получает информацию проданный аспект мира
-----------------------------------------------------------------

1.Потенциальная энергия - Интравертная интуиция

2.Превращение потенциальной энергии в кинетическую - Интравертная этика

3.Кинетическая энергия - Интравертная сенсорика

4.Использование кинетической энергии - Интравертная логика

5.Пространство - Экстравертная сенсорика

6.Время - Экстравертная интуиция

7.Соотношения - Экстравертная логика

8.Притяжение-отталкивание - Экстравертная этика

Все 8 элементов ИМ находятся в психике каждого индивида.
Т.е. каждый из нас пользуется теми же формами восприятия и переработки ин-
формации. Но в сложных, требующих интеллектуальных усилий ситуациях люди
склонны доверять только одной паре элементов: одному экстравертному м одно-
му интровертному. Они-то и определяют тип ИМ. И дают нам право называть его
логическим, этическим и т.п. Кроме того, когда в этой паре вторым, т.е. оп-
ределяющим активные, творческие отношения индивида с внешним миром, являет-
ся экстраверный элемент, мы называем человека экстравертом, когда интровер-
тный - интровертом.
Можно сказать, что два элемента являются как будто бы более интеллек
туальными и более осознанными, чем все другие. Поэтому человек, который хо-
чет быть и казаться как можно более толковым, делает усилия, насколько это в
его воле, во всей деятельности пользоваться только этими двумя элементами.
Например, индивид с развитым логическим мышлением избегает говорить о своих
чувствах.
Теперь уже можно познакомиться со всем списком типов ИМ, в тех назва-
ниях, которыми мы пользуемся во всех своих работах /см. рис.2/.
Интересно было узнать, какие, психические свойства и какие психические
типы распространены среди населения республики /Литовская ССР/. Для этого
обследовано 100 мужчин и 100 женщин, данные обследования приведены на том же
рис.2. Несомненно, такая незначительная и совершенно случайная выборка лю-
дей /200 человек/ не может представлять республику. Но ее достаточно для по-
нятия того, что нет ни одного типа ИМ, распространенного только среди муж-
чин или только среди женщин.
Отсюда релятивность таких понятий как женственность и мужественность:
каждый тип ИМ вкладывает в эти слова другой смысл. Экстраверт настоящую жен-
ственность видит в интровертной девушке, интроверт - в экстравертной, лич-
ность логического типа ИМ - в этическом мышлении, личность этического типа
ИМ - в логическом мышлении. Нет ни абсолютной женственности, ни абсолютной
мужественности. Есть мужчины и женщины с разными психическими структурами,
которые не только кажутся, но и являются идеально женственными или идеально
мужественными, когда должным образом дополняют нашу собственную психическую
структуру.

Рис.2

Распределение типов ИМ среди мужчин и женщин Литовской ССР.

Название типа - Символ типа - Мужчины - Женщины

Шизотимы
--------
1. Логико-сенсорный экстраверт 5 - 2
2. Логико-интуитивный экстраверт 4 - 2
3. Логико-сенсорный интроверт 6 - 3
4. Логико-интуитивный интроверт 6 - 5
5. Этико-сенсорный экстраверт 3 - 10
6. Этико-интуитивный экстраверт 5 - 9
7. Этико-сенсорный интроверт 3 - 4
8. Этико-интуитивный интроверт 3 - 10

Циклотимы
---------
9. Сенсорно-логический экстраверт 9 - 3
10. Сенсорно-этический экстраверт 4 - 9
11. Сенсорно-логический интроверт 12 - 8
12. Сенсорно-этический интроверт 7 - 15
13. Интуитивно-логический экстраверт 11- 4
14. Интуитивно-этический экстраверт 10 - 6
15. Интуитивно-логический интроверт 8 - 2
16. Интуитивно-этический интроверт 4 - 8
Всего: 100 - 100
Из них этические 39 - 71
экстраверты 51 - 45
интроверты 49 - 55
логические 61 - 29

Поэтому дальше при разговоре о сочетаниях психических структур, ради из-
бежания лишней путаницы, не будем учитывать пола. Будем говорить об индиви-
дах с сенсорным, интуитивным, логическим и с этическим типом ИМ.
В примерах, где ради образности говорится "он", таким же образом можно
сказать и "она". В отдельных конкретных выборках, однако, соотношение психи-
ческих типов представляет высокую поляризованность. В одной из групп
Вильнюсского педагогического института в 1978/79 гг. оказалось 28 студенток
с ведущими этическими элементами и лишь одна с ведущим логическим элементом
ИМ, интровертных 20 и экстравертных типов личности - 9.

Часть 2.

Хостинг от uCoz