Дуальная природа человека
Вышерасположенная информация предназначена моим рекламным агентам

Главная страница сайта.

Библиотека Эзотерики Малышева (БЭМ) - прошу сюда

Мир людей с группами крови АВ(IV) и В(III).

Аушра Аугустинавичюте

Дуальная природа человека.

Часть 1

Часть 2


6. СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЛЮБВИ.
--------------------

Любовь - осознанное явление или неосознанное ?
Когда любят того, кого по собственной воле выбирают среди других, пото-
му что он отличается какими-то преимуществами, является более интересным,
ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это любовь по выбору. Если
объект не осуществляет надежд и имеется возможность найти другой объект, бо-
лее подходящий, от него довольно спокойно отказываются. Но так любят не все.
Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ. кого элементы сен-
сорики и этики не развиты /все логические и интуитивные/ любят потому, что
выбрали. Они выбирают того, кого любят. Любовь - не то, что они делают, а
то, что с ними происходит.
Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознано /все ин-
туитивно-этические/. И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства
не подчиняются контролю сознания /все сенсорно-логические/.
Все этические /этический элемент на первом или втором месте/ отлично
разбираются как в своих собственных, так и в чувствах и эмоциях других лю-
дей. Они их не стесняются, легко о них говорят /это относится ко всем видам
чувств: любовь, страх, восхищение/, если не объекту любви, то друзьям, так
как чувства и переживания это то, что облагораживает человека, делает его
более ценным. Все логические чувства вытесняют и молчат, так как любое чув-
ство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что
в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума.

Все сенсорские хорошо понимают как свои, так и чужие физические потреб-
ности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они
элегантностью грациозностью движений открыто привлекают внимание партнера.
Интуитивные в лучшем случае верят в то, что им говорят. И только до тех пор,
пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего ком-
плименты. Как логический не склонен верить, что его любят, так интуитивный
постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным.
Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали. Интуитивный часто еще бо-
лее элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным.
Он как будто прячется за своей элегантностью. Сенсорный в своем влечении
легко признается не только себе. Влечение - обыкновенное, понятное явление,
часть его прекрасной здоровой натуры. Интуитивный стесняется своего влече-
ния, не смеет это влечение навязывать другому.
Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить другие быть любимыми, од-
ни желать, другие быть желаемыми. Одних с полным основанием можно назвать
субъектами любви, других - объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициа-
тиву полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и та-
кие, которые оставляют ее всю партнеру. Вот здесь и начинается отбор психи-
чески дополняющего партнера, потому что, когда оба инициативны или одинако-
во неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в ини-
циативе, или образуется напряжение из-за обоюдного недоверия к чувствам пар-
тнера.
То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя лю-
бимым и уважаемым, другому может быть лишь доказательством отсутствия
чувств. Поэтому если в дружбе появляются обиды /что часто неразумно скры-
вается/, по-видимому, есть психическое несоответствие о котором нужно ду-
мать заранее. Когда партнеры полностью подходят друг к другу, они не могут
обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого пос-
тупка, слова и настроения. Это и есть тот красный цвет, которым природа
обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для себя партнера.
Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реак-
ции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что
вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противо-
речия лишь обостряются.


7. КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ
----------------------------------
УЧИТЫВАТЬ ПРИ ПОДБОРЕ ПАРТНЕРА.
-------------------------------

Как мы уже видели на рис.2, есть 16 разных типов людей.По своим основ-
ным качествам, т.е. - свойствам, определяющим тип личности или тип ИМ, они
делятся на противоположные восьмерки:

1. 8 шизотимов - 8 циклотимов
2. 8 экстравертов - 8 интровертов
3. 8 логических - 8 этических
4. 8 сенсорных - 8 интуитивных

Первое из этих качеств - шизотимность-циклотимность - врожден-
ное.Остальные приобретаются детьми в возрасте до 5 лет под влиянием ближай-
шего воспитывающего человека, чаще всего матери.
Несмотря на все свое несовершенство, используемые нами термины имеют то
большое преимущество, что по названию можно определить кто кого допол-
няет.Если один экстраверт, то другой обязательно - интроверт.Если один логи-
ческий, то другой - этический, если один сенсорный, то другой -
интуитивный.Итак, в хорошо сложенной паре-диаде, в которой люди друг друга
дополняют, являются дуалами, в названиях обоих мы в обязательном порядке
найдем все названия, т.е. логику, этику, сенсорику, интуицию, а кроме того,
экстраверсию и интраверсию. Вот одна из таких диад:

логико-сенсорный экстраверт,
этико-интуитивный интроверт.

Правда, есть еще одно правило: оба дуала всегда являются шизотимами или цик-
лотимами. Но шизотимов от циклотимов тоже отличаем по названию. Все шизоти-
мы в названии на первом месте имеют логику или этику, а все циклотимы - ин-
туицию или сенсорику. Поэтому, например, вот такую пару нельзя назвать диа-
дой, хотя все термины на лицо:

логико-сенсорный экстраверт,
интуитивно-этический интроверт.

Этих двух людей связывает не отношение дополнения, а отношение конфликта,
которое не подходит ни для какой совместной деятельности.
На рис.3 даем таблицу, в которой все типы ИМ спарены в диады. Там же по-
казано, как те же типы ИМ называются у других авторов, т.е. за какими акцен-
туациями или психопатиями они у них спрятаны.
Изучение супружеских пар показывает справедливую тягу к полному дополне-
нию. Оптимальным партнером является, как мы уже знаем, только один из 16
психических типов. При случайном подборе пар это составило бы около 6,25%
/100:16=6,25/. Фактически среди случайно подобранных 50 супружеств 17 /34%/
оказались оптимальными. По-видимому, как в поведении природы, так и в пове-
дении человека есть еще меньше случайного, чем мы до сих пор полагали.
После всего вышесказанного остановимся на вопросе, в каких конкретных
качествах заключаются парные противоположные свойства человека, как они
проявляются в жизни:

шизотимность-циклотимность,
экстравертность-интровертность,
логика-этика,
сенсорика-интуиция.


А. Шизотимность-циклотимность /рациональность-иррациональность/
-------------------------------------------------------------

В чем заключается это врожденное различие между людьми?
По нашим данным оно определяется расположением полушарий. Одно полуша-
рие человека воспринимает и обрабатывает информацию, получаемую при наблюде-
нии за статичными объектами, объектами в состоянии покоя, другое - при наб-
людении за объектами, находящимися в динамике, т.е. движущимися объектами.
Поэтому одно полушарие можно назвать статичным, другое - динамичным. Это
нетрудно проверить каждому, закрывая то один, то другой глаз. Когда человек
за рулем или просто так через окно машины наблюдает за бегущими домами, у
него гораздо более интенсивно работает динамичный глаз. Когда машина остано-
вится, работает другой - статичный. Когда на что-то движущееся смотрим ста-
тичным глазом, начинает немного рябить и можно даже почувствовать небольшое
головокружение. Это можно заметить и когда смотрим телевизор.
Так как статичное и динамичное полушарие у шизотимов и циклотимов распо-
ложены по-другому, у циклотимов за объектом в статике наблюдает левый глаз
/правое полушарие/, за объектом в динамике - правый глаз /левое полушарие/.
У шизотимов - наоборот.
Если информацию про динамику принимает левое полушарие, собственной ди-
намикой индивида тоже управляет левое. Поэтому последовательными правшами,
по нашим наблюдениям и опросам, являются только циклотимы. Шизотимы по своей
природе левши, хотя около 50% из них про это совершенно ничего не знают.
Шизотима от циклотима в какой-то мере можно отличить по сложению и осо-
бенно движениям. Шизотимам, если даже они набирают лишний вес, присуща ка-
кая-то сухопарость. Цилотимам и тогда, когда они худые, - мягкость и закруг-
ленность линий. Особенно мягкость линий лица. Что касается движений, то они
у шизотимов фиксированные, причем у каждого типа ИМ разные. От угловатых и
прыгучих до как бы скользящих. У шизотима экстраверта /динамики/ походка уг-
ловатая. У шизотима интроверта /статики/ угловатость пропадает, появляются
элементы скольжения, но держатся они тоже очень прямо и с достоинством.
Однако, в "скольжении", о котором говорим, чувствуется скованность, оно не-
гибкое. У циклотима движения мягкие, всегда более или менее импульсивные.
Что касается элемента импульсивности, то его больше у циклотимов экстравер-
тов, которые являются статиками, чем у интровертов, являющихся динамиками. И
в мимике, и в движениях.
Вот что по поводу походки шизотимов пишет П.Б.Ганушкин на стр.143 своих
"Избранных трудов" /М.,1964/ : "Обыкновенно они обращают на себя внимание
тугоподвижностью и угловатостью движений, отсутствием плавных и постепенных
переходов между ними, причем у одних, кроме того, бросается в глаза манер-
ность и вычурность, у других - стремление к стилизации, и,наконец, у третьих
- просто крайнее однообразие и скудность движений. Есть шизоиды, никогда не
бывшие на военной службе, но поражающие своей почти военной выправкой, эта
выправка у них доходит до того, что они кажутся деревянными. Особенно много
своеобразия в их походке : одни ходят, не сгибая колен, другие - как бы под-
прыгивая, третьи волочат ноги при ходьбе и т.п.".
Правда, автор здесь пишет про шизоидов, т.е. шизотимов с фиксированным
поведением, но сколько мы ни наблюдали за совершенно здоровыми людьми - все
это подходит и для них. А то, что они кажутся "деревянными" или "волочащими
ноги", определяется исключительно их типом личности. Самый "деревянный"
по-нашему - логикосенсорный экстраверт, наиболее "волочащий ноги" - противо-
положный ему - логико-сенсорный интроверт. Самый "прыгучий" - логикоинтуи-
тивный экстраверт. Эти отличия в походке более заметны у мужчин, чем у жен-
щин.

То же самое можно сказать про эмоции: эмоции циклотима гораздо более им-
пульсивны, менее управляемы, чем эмоции шизотима.
Почему циклотимы кажутся импульсивными, а Г.К.Юнгом назывались даже ир-
рациональными? Потому, что их движения, поступки и эмоции всегда следствие
каких-то чувств, какого-то духовного состояния. Ответ на появившиеся чув-
ства комфорта, дискомфорта, спокойствия или неуверенности. Циклотимы прежде
внутренне раскачиваются и лишь после этого реагируют на ситуацию эмоцией или
поступком. На эмоции и поступки окружающих они реагируют не сразу. Точнее -
реагируют не на их поступки и эмоции, а на вызываемые этими поступками чув-
ства. Поэтому их реакции как бы замедленные, плавные, очень приспособленные
к ситуации, но заранее не обдуманные, "творческие". Много поступков просто
"по привычке", по сложившимся установкам. Шизотимы реагируют на эмоцию эмо-
цией, на поступок поступком не раскачиваясь, сразу. Реагируют очень разумно,
обдуманно, на основе всего имеющегося опыта. Поэтому кажутся более строгими,
решительными, "рациональными", их движения более быстрые и угловатые, эмо-
ции более резкие и холодные. Чувство для шизотима - следствие поступка, а не
его причина: после правильного поступка или эмоции самочувствие улучшается,
является хорошим, после неправильного оно ухудшается. Поэтому как поступ-
ки,так и формы проявления эмоций тщательно изучаются и обдумываются. Если
почувствовали себя плохо, думают, что было сделано не так, копаются в прош-
лом, чтобы иметь опыт на будущее. Когда циклотимы чувствуют себя плохо, они
думают не о прошлом, а о будущем: что следует сделать, чтобы изменить само-
чувствие.
У циклотимов поступки импульсивны, являются ни чем иным как только прис-
пособлением к реальной ситуации своими собственными чувствами. Можно ска-
зать, что циклотим действует, когда ему нужно выйти из какой-то ситуации,
какого-то состояния, а шизотим - наоборот, когда нужно создать какое-то сос-
тояние, какое-то самочувствие. Например, циклотим готовит еду, чтобы покон-
чить с неприятным чувством голода, а шизотим - чтобы в результате своей ак-
тивности получить приятное ощущение сытости. Циклотим ест потому, что вкус-
но, шизотим - даже когда он гурман - чтобы быть сытым. Интересно, что чув-
ство голода на настроениях циклотима отражается гораздо сильнее, чем на нас-
троениях шизотима: голодный шизотим может дольше спокойно ждать, чем цикло-
тим.
А вот в контактах с субъектами и объектами все происходит наоборот. Как
циклотим не может действовать, пока его не охватило какое-либо чувство, так
шизотим не может общаться с человеком, пока не сложилась какая-то установка,
пока он к нему не испытывает каких-то чувств. Без такой установки или соз-
ревших чувств он не может купить даже самого простого обиходного предмета.
Происходит та же самая "раскачка". Циклотимы общение начинают без
"раскачки", т.е. без установок, с непосредственных контактов, во время кото-
рых люди и их качества тщательно изучаются. Только после этого появляются
установки и чувства, определяется отношение. Поэтому, хотя контакты с людьми
циклотим завязывает быстро, они ничего не говорят о чувствах к ним. Как ши-
зотим легко, "рационально" меняет свои поступки и формы проявления эмоций,
если они оказываются недостаточно разумными, так циклотим "рационально" ме-
няет людей, с которыми он общается, если своими качествами они не соответ-
ствуют его потребностям. То же самое относится к предметам обихода и другим
объектам.

Б. Экстравертность-интровертность.
------------------------------

Экстраверты от интровертов отличаются не только своими психическими
свойствами, но и внешне.Активным полушарием экстраверта всегда есть правое
полушарие, активным полушарием интроверта - левое полушарие. Это можно заме-
тить по лицу и глазам. Более развитой половиной лица у экстравертов, как
правило, является левая половина лица и левый глаз, у интроверта - правая
половина лица и правый глаз. Когда беседуем с человеком, обычно, внимание
приковывается активным глазом, то есть не столько на все лицо человека,
сколько на активный глаз.
Активная сторона лица человека чаще всего кажется и есть более узкой и
более длинной, активный глаз - большим и как бы более осмысленным.Но при
диагностике типа ИМ по глазам к ошибке особенно легко приводят глаза шизоти-
мов-экстравертов, потому что, когда они смотрят на неподвижный объект, нап-
ример, на фотообъектив или собеседника, расширяют свой пассивный статичный,
то есть правый глаз. И вообще на эти внешние различия следует смотреть лишь
как на тенденцию - есть очень обманчивые лица.
Лица экстравертов более подвижные, менее скованные, по ним видно, что
человек может приказывать и требовать. У интроверта особым спокойствием от-
личается лоб. Иногда впечатление, что они за миром следят "третьим глазом".
Интересно, что самые теплые как и самые холодные лица у интровертов. Самые
теплые у сенсорно-этических интровертов и интуитивно-этических интровертов,
холодные у этико-сенсорного интроверта и этико-интуитивного интроверта.
Что мы считаем основным или одним из основных психических качеств интро-
верта ? Склонность изменять внешний мир в угоду субъекту. Склонность забо-
титься о субъектах и объектах, изменяя их взаимоотношения. В противополож-
ность склонности интроверта изменять субъекты и объекты в угоду или пользу
отношений между ними. У экстраверта отношения между людьми по отношению к
самим людям - вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям. У
интроверта, наоборот,не отношения следует приспосабливать к людям, а людей
или их поведение к отношениям: если появились противоречия, должны меняться
люди, а не отношения.
Можно сказать, что для экстраверта константой во внешнем мире являются
субъекты и объекты. Для интроверта такой константой являются отношения меж-
ду субъектами и объектами и этими отношениями вызываемые чувства.
Человек - социальное существо. И образован как бы из двух частей - ак-
тивного психофизического "я" /человек это объект/ и своих отношений с людьми
и прочими объектами /человек это его отношения/. Экстравертность-интровер-
тность сознания одной из них придает приоритет и она становится как бы при-
чиной второй части. Экстраверт приоритет придает психо-физическому "Я" чело-
века, интроверт - отношениям. Экстраверт уверен, что "у качественного объек-
та" всегда качественные отношения. То есть, что отношения и чувства окружаю-
щего мира к нему определяются ценностью личностных свойств или активностью,
и потому разными способами эти свои качества пытается усовершенствовать.
Интроверт, наоборот, уверен, что его личность будет оцениваться в зависимос-
ти от отношений с окружающими в зависимости с тем, какие чувства у окружаю-
щих он вызывает. Интроверт в своих собственных глазах стоит столько, сколько
стоят его отношения, поэтому всеми своими сознательными силами и старается
эти отношения улучшить, является уступчивым, избегает ссор. Сумму всех отно-
шений-чувств можно назвать психологическим полем и сказать, что интроверт,
во-первых, заботится о качестве своего психологического поля как и о качес-
тве психологического поля других людей.

Для экстраверта социально ценные отношения следствие и признак со-
циальной ценности, качественности объекта. Обыкновенный ход его мыслей: каж-
дый субъект может улучшить свои отношения с окружающим, вызвать к себе поло-
жительные чувства способом самоусовершенствования. Если субъект в обществе
занимает скромное место, значит, ему недостаточно каких-то ценных качеств.
Для интроверта основой материального мира являются отношения. Качествен-
ность человека как объекта это следствие и признак социальной качественнос-
ти, ценности его отношений и тех чувств, которые он у других людей вызывает.
Ход его мыслей: каждый может повысить свою ценность в глазах общества, усо-
вершенствуя свои отношения с окружающими. Если субъект не замечается и не
ценится, значит не наладил достаточно правильных отношений.
В свете этих рассуждений становится понятным, что распространенное ныне
определение, что человек это, во-первых, его отношения, является прогрессив-
ным в устах экстраверта, который при этом обязуется не забыть, что общество
это не только люди, но и отношения. В то время, как в устах интроверта, ко-
торый так склонен преувеличивать роль отношений и недооценивать объекта, это
определение становится опасным, склоняет к недоучету качеств личности чело-
века. Отсюда ошибочная идея, что нет незаменимых людей, что каждый человек
лишь винтик, что человека нужно менять, как только он нарушает гармонию пси-
хологического поля - не умеет или не хочет приспосабливаться. Противополож-
ный перегиб, который могут делать и делают экстраверты - что нет незамени-
мых отношений, что любые отношения, которые не подходят личности, индиви-
дуальности, можно заменить. Человеку же как личности необходима уверенность
в том, что он пользуется уважением и правом быть самим собой, уверенность в
постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в
жизни.
Для экстраверта объектом ориентации во внешнем мире являются окружающие
объекты и субъекты. Поэтому они пользуются определенным правом неприкосно-
венности. Другой объект имеет право быть таким, каким он хочет. Если он мне
мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для эк-
страверта - объекты и субъекты точка опоры сознания. Собственновольно изме-
нять эти объекты - это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит
развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за
этого все экстраверты болезненно реагируют на разные "перевоспитания", изме-
нения субъекта против его воли. Каждый экстраверт и так уверен что все стре-
мятся к самоусовершенствованию. И каждый экстраверт чувствует своей обязан-
ностью помогать в этом добровольном самоусовершенствовании и всем другим.
Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и
чувства других людей. Поэтому, с одной стороны, они очень предупредительны к
ним, с другой - уверены, что все в этой области стремятся к той же цели и
потому, сколько это в их силах, помогают другим людям эти отношения налажи-
вать.
Каждый экстраверт отличается определенным беспокойством чувств, опреде-
ленной активностью, чем-то, что его гонит действовать в ситуациях, в кото-
рых интроверт лишь наблюдает. Наблюдает, создавая при этом впечатление пог-
руженности в самого себя. Очень важно понять, что сосредоточенность интро-
верта это не погруженность в себя, а в отношения внешнего мира. То есть -
наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он - в про-
тивоположность экстраверту не хочет и не может нарушить. Если интраверт в
своей погруженности о чем-то размышляет, то не о проблемах своей внутренней
жизни, а о проблемах взаимоотношений с другими объектами и субъектами. Впе-
чатление "погруженности" в себя результат того, что любое отношение к внеш-
нему миру человек воспринимает как свое чувство.
По всем этим причинам, при кооперации экстраверта с интравертом, экстра-
верт дуалу дает чувство уверенности в себе как в объекте с определенными ка-
чествами. Интраверт своему дуалу - реальное знание того, какие чувства к не-
му питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить.

Как мы уже говорили, экстраверт, приспосабливаясь к реальным субъектам,
объектам и разным их проявлениям или к тому, что в них или с ним творится, п
р о д у ц и р у е т приемлемые этим субъектом и объектом отношения. Тем са-
мым экстраверт творец новых отношений и чувств о логичном и нелогичном ,
этичном и неэтичном , эстетичном и неэстетичном , своевременном и несвоевре-
менном . Благодаря творчеству интроверта появляются отличающиеся новыми ка-
чествами субъекты и объекты , новые конструкции , новые виды эмоциональных
переживаний и внутренней возбужденности , качественно новые методы труда .
Творческим элементом является второй элемент ИМ, например: у Т это - , у Т
это - .
Качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Поэ-
тому самым передовым в смысле новизны идей среди известных нам советских
авиаконструкторов был Роберто Бартин - логико- интуитивный интроверт / /. Но
быть творцом качественно новых социальных отношений могут только экстравер-
ты, такими были все классики марксизма. Зато творцом нового вида государ-
ства /объект/ является интроверт, например Томас Мор /Т /.
Когда же нужно что-то репродуцировать по уже имеющимся образцам, то есть
воспроизвести то, что уже придумано или где-то было все наоборот. Если изоб-
ретателем качественно нового товара является интроверт, то организатором его
производства по имеющемуся примеру - только экстраверт. Здесь проявляется
первый ведущий элемент ИМ.
Предприятие материального производства является производителем продук-
ции и системой, коллективом работающих в нем людей. Тип личности руководите-
ля определяет отношения к этим двум сторонам действительности. Экстравер-
тные типы личности основной своей целью видят расширение и развитие произ-
водства, увеличение выпуска продукции. Коллектив и его интересы должны под-
чиняться этой цели. Эта установка продуктивна в условиях быстрого развития
отрасли, в поиске внутренних резервов производства. Интравертные типы лич-
ности основной своей целью видят усовершенствование системы отношений как в
самом коллективе, так и между коллективом и руководящими звеньями. При этой
установке планы перевыполняются лишь постольку, поскольку этого требую инте-
ресы коллектива. Эта установка продуктивна в условиях равномерной работы от-
расли, когда на первый план выходят проблемы стабилизации коллектива, обес-
печение устойчивости положения каждого его члена. Такая установка способ-
ствует и стабилизации общества. Только не следует забывать и то, что каждый
тип ИМ проявляет себя при этом по другому: мы здесь даем лишь общую линию
экстраверсии - интраверсии.
Экстраверт любит открытую активную жизнь. Про него можно сказать, что
он, проявляя инициативу, всегда в какой-то мере лезет на сцену. Но лезет не
столько для того, чтобы его видели, сколько для того, чтобы он сам мог ви-
деть и оценивать больше "объектов". Он с удовольствием оценивает и выдви-
гает других. Интраверт не выдвигает ни себя, ни тем более других. Других он
вообще не замечает и не оценивает. Разве только что по тому, как они его ак-
тивизируют своим вниманием и улучшают общий психологический климат, не ме-
шают. И совершенно честно утверждает, что руководящая работа не по нему. Но,
если его выдвигают, отказаться не может, не чувствует права. А заняв ка-
кой-то пост, остается там на долгие годы, чувствует себя незаменимым.
Экстраверт может уйти и сам, экстраверта можно снять за ошибки. Интраверт в
плановом хозяйстве ошибок не делает, потому что с планом как с отношением
всегда в ладах, никогда не разминется. Никаких отношений не нарушает, ничьих
чувств не раздражает, свою пассивность и нерешительность всегда умеет объяс-
нить объективными факторами. На каждого, кто активнее его, смотрит как на
занимающегося саморекламой. Ведь в глубине души он тоже стремится к большей
активности, но проявлять инициативу, пока от него этого в каждом конкретном
случае не потребовали, не может. Боится быть н е у м е с т н о а к т и в - н
ы м. А называется ли это "неуместная активность" дерзостью или глупостью,
уже определяется типом ИМ человека.

Экстраверт действует, чтобы стать более ценным и нужным обществу. Быть
более качественным объектом. Если можно - незаменимым. Потому что он пос-
тоянно сомневается в хороших чувствах людей, и ради возможности проявлять
инициативу, которая тоже не что иное, как только способ провоцировать поло-
жительные чувства других. Интраверт действует только в силу необходимости,
выполняя долг и обязанности. Ради того, чтобы не перейти кому-то дорогу, не
испортить своих отношений с людьми. И во что бы то ни стало - остаться у
всех на виду. Потому что, если он не будет на виду, от него не будут требо-
вать активности, его обязанности ограничатся, он останется не у дел. Часто
говорят, что интроверт, якобы, действует лишь ради того, чтобы его оставили
в покое. Это видимость. Не желает он этого. И то, почему никак не может от-
казаться от какого-либо руководящего поста хотя и видит, что с работой не
справляется, есть страх, что после этого его "оставят в покое", не будут за-
мечать, что он останется никому не нужным. Это и рож- дает эгоцентризм и
нездоровые монопольные тенденции во что бы то ни стало, всеми правдами и
неправдами удержаться "у власти". Даже, если это подтачивает здоровье. Страх
стать незамечаемым сильнее здравого смысла. Экстраверты не любят долга и
обязанностей, любят ответственность. За все, что кругом творится, они чув-
ствуют ответственность, которая их активизирует, заставляет действовать.
Принимают ответственность за работу, людей и все что угодно. Ответствен-
ность принимают как привилегию. А вот понятие долга, обязанности для них ас-
социируется с насилием. Интраверты, наоборот, не любят ответственности, лю-
бят обязанности. С удовольствием выполняют то, что считается их долгом и
обязанностью, что позволяет быть активным и всячески стараются уйти от того,
что называется ответственностью. Само слово ответственность напоминает при-
говор, наказание.
Ровно в такой же мере, как интроверт избегает излишней активности, эк-
страверт избегает показывать излишние чувства, то есть свое отношение к раз-
ным объектам и субъектам. Потому что экстраверт боится быть нескромным и по-
мешать другим своими чувствами, а интроверт - своей активностью. Это счи-
тается плохим тоном, бестактностью.
Для психологического комфорта экстраверту необходимо окружить себя
ориентированными на отношения интровертами, то есть людьми, умеющими счи-
таться с чувствами других людей. Интраверт же чувствует необходимость быть
окруженным экстравертами, умеющими замечать и оценивать самих людей и их ак-
тивность.
В компании экстраверт обращает внимание на других, старается их расшеве-
лить, доволен, когда это людям нравится. Если не на кого обращать свое вни-
мание - скучно. Интраверт, наоборот, привлекает внимание к себе. Если его
никто не замечает - скучно.
К затворнической жизни больше склонности проявляют интраверты, но это
никак не от хорошей жизни, а лишь в тех случаях, когда чувствуют себя ненуж-
ными и лишними, когда на них никто не обращает внимание. Всего насчитывает-
ся 8 типов интровертов. Несомненно, каждому из них нужно внимание к како-
му-то другому аспекту проявления их личности. Одному необходимо внимание к
его труду, другому к его эмоциям, способностям или воле. Человек спокоен и
доволен лишь тогда, когда другие замечают и говорят именно о том, что ему
нужно.
Экстраверту тоже нужно такое внимание. Только к другому, к его чувствам.
Ему нужна вера в добровольность его чувств. В то, что он заботится о других
людях, что он их любит, правильно оценивает, что он не эгоист и т.п.

Коротко разницу между всеми экстравертами и всеми интравертами можно оп-
ределить таким образом. Экстраверты в отношении мира конструктивны, активны,
имеют сильную потребность добиваться цели. Интраверты даже тогда, когда они
деятельны, скорее избегают неприятностей и неудач. Если экстраверт постоян-
но не доволен тем, что не сделал еще чего-то, что можно сделать, то интро-
верт плохо себя чувствует, если сделал что-то, что, как оказалось позже, бы-
ло лишним. Он боится быть выскочкой в своих и чужих глазах, нарушить сложив-
шиеся отношения. По его глубокому внутреннему убеждению, заниматься тем, что
не является обязательно нужным - предосудительно. Типичный пример из студен-
ческой жизни. После успешно сданного экзамена экстраверты почти всегда нем-
ного недовольны, что не успели чего-то прочитать. Большинство интровертов с
таким же неудовольствием думают о том, что они прочли, а на экзамене не по-
надобилось.
С помощью критики неповоротливость, леность интроверта можно расшеве-
лить. Любая неосторожная реплика о том, что он перестарался, показал лишнюю
активность, на долгое время отнимает желание любой деятельности. Когда эк-
страверта подвергают критике за недостаточную активность, он становится аг-
рессивным, злым, чувствует себя непонятым. Критику за излишнюю деятельность
он воспринимает скорее как комплимент.
Экстраверт - инициатор, вдохновитель и организатор. Интраверт прикры-
вает тыловые позиции - заканчивает начатые другими дела, если даже в начале
и не проявлял энтузиазма. Он более скромный и спокойный, менее верит в зна-
чительность и важность того, что делает,более самокритичен. И вместе с тем
более эгоцентричен.

В. Логика - этика.
--------------

Логические типы ИМ отличаются от этических своим отношением к объектив-
ному миру и к другим людям.
Сила этических проявляется в отношении к людям, сила логических в отно-
шении к объективному миру. Этические не уверены, что они могут сделать
что-то объективно ценное, логические не знают, что они собой представляют в
глазах других людей, какие права на них имеют.
Логический все старается сделать сам. Свою нужность другим он доказы-
вает своими делами: смотрите на содеянное мною, оценивайте и принимайте по
заслугам. Этический чувствует свою нужность другим людям, умеет налаживать с
ними отношения, манипулировать их чувствами или эмоциями, не сомневается в
своих правах на них. И постоянно неуверен в своих собственных силах и спо-
собностях, которые долго, мучительно и пассивно обдумывает, когда остается
наедине.
Обычно логические типы воспринимаются как более самостоятельные. Но это
лишь кажущееся, потому что в отношениях с людьми такой самостоятельностью
отличаются этические. Самостоятельность логических проявляется при решении
проблем и задач объективного мира, самостоятельность этических - при реше-
нии проблем человеческих взаимоотношений и регулировки их эмоциональной жиз-
ни. Все старание логических быть положительными, сильными, хорошими людьми
основано на желании угодить этическим, заработать признание. Логические час-
то удивляются несамостоятельности этических, когда нужно решать объективные
задачи, а этические тому, как первые не умеют пользоваться людьми, не пони-
мают своего влияния на них.
Очень важным отличием логических от этических является то, что логичес-
кие обычно доказывают свою правоту, а этические уговаривают, им нетрудно и
попросить. Логические ни уговаривать, ни просить не умеют, а на уговоры дру-
гих часто поддаются легче. Обещаниям логических можно верить больше, чем
обещаниям этических. Потому что первые во что бы то ни стало стараются сдер-
жать свое слово, а если чего-то не могут, говорят заранее, чтобы не "обма-
нуть человека". Этическому не так важно не обмануть человека, как не испор-
тить с ним отношения, потому он часто обещает не то, что он может выполнить,
а то чего от него как от "хорошего человека" другие ожидают. Он не чув-
ствует себя лгуном, а лишь осторожным дипломатом.
Оценивая поступки других людей, логический больше пользуется критериями:
логично-нелогично, правильно-неправильно, разумноглупо, рационально-нерацио-
нально. Хорошо то,что разумно, разумное не может быть плохим. Этический: хо-
рошо-плохо, нужно-ненужно людям или отдельному человеку, гуманно-негуманно,
честно-нечестно.
Этический умеет заботиться о людях, о себе и своих близких, делать им
приятное. Но по-настоящему честно заботится лишь о тех, кого причисляет к
"своим". Умеет за них просить и таким образом перекладывать эту заботу на
посторонних людей. Поэтому близкие их ценят и любят, прощают все погрешнос-
ти. Логический в лучшем случае, когда он сенсорный, умеет получить то, что
ему положено "по праву". Для этического существуют не права одного человека
среди других людей, а то, что реально можно "выбить", получить, на что мож-
но склонить, "уломать" других людей любыми уговорами, просьбами и эмоциями.
Лучший толкач - этический, несомненно, когда он сенсорный.

Этические манипулируют чувствами и эмоциями других людей, потому правда
и неправда для них имеют относительный смысл. Часто правдой становится то,
что людям делает приятное, их подкупает, а его возвышает, то есть тоже де-
лает приятным. Быть приятным и любимым - то, чего виртуозно добивается каж-
дый этический. Он умеет создавать хорошее впечатление, умеет отчитываться за
содеянное, писать отчеты и при том похвалить всех и, во-первых, себя. Отлич-
но чувствует себя в любой компании. Логический при отчетах склонен говорить
о еще невыполненном, о своих и чужих ошибках и недостатках, потому что ста-
рается разобраться в реальной ситуации, увидеть и показать реальное положе-
ние дел или перспективы.
Следует заметить, что этика всех логических нормативная, они строго вы-
полняют установленные другими этические нормы и никакого творчества себе в
этом не позволяют. В исполнении норм стремятся к совершенству и никогда не
уверены, что его достигли. - Потому в этих своих стремлениях нередко разоча-
ровываются. Этика всех этических более или менее творческая, они считаются
не столько с нормативами, сколько с конкретной ситуацией. Этично то, что
улучшает ситуацию этического, делает его более обаятельным, более необходи-
мым, более сильным среди других людей.
То же самое можно сказать про логику. Логика всех этических нормативная.
Они строго выполняют все логические нормативы, им очень важно, что является
научным или хотя бы общепринятым, потому что ни новых логических отношений,
ни новых методов действия они не открывают и не изобретают. В своих поступ-
ках и логических рассуждениях очень осторожны и никогда не уверены в их со-
вершенстве. По той же причине кругозор их логических интересов широк, они
начитаны больше логических, являются хорошими рассказчиками разных научных
истин. Логические обычно отличаются начитанностью художественной литературы,
которая дает возможность познать этические нормы.
Этические отличаются тонкостью чувств и эмоций, хотя они и не чувстви-
тельнее логических, ровным счетом как логические не интеллектуальнее этичес-
ких. Существенная разница между ними в том, что этические видят и понимают
не столько свои, но и чужие чувства и эмоции. За сравнительно неконкретными
поступками, случайными словами,мимикой, этический видит сложный мир чувств
другого человека. И это лучше, чем их видит сам логический, для которого
собственные чувства - мало понимаемая загадка и нужно, чтобы нашелся кто-то,
кто ее разгадает. Этические типы все поступки и чувства других людей как
будто измеряют своими собственными. Любовь - сфера этического мышления. Его
задача и его талант. Основной талант логического - оценивать логику других.
Только они правильно оценивают ум и логичность этического и ему самому
разъясняют. Они могут оценить деятельность другого таким же образом как эти-
ческие - доброту человека, глубину его переживаний. Сам этический не может
оценить количества своего труда, склонен утонуть в любом деле, в том числе в
домашнем хозяйстве, никогда не уверен, имеет ли уже моральное право на от-
дых или нет. Поэтому взаимная дружба индивидов с логическим и этическим мыш-
лением /хотя бы и не в каждом сочетании/ обогащает обоих, увеличивает их
удовлетворенность собой. Этический рядом с логическим не сомневается в логи-
ке своих поступках, логический - что все его поступки являются поступками
хорошего человека. Это и есть продолжение одного человека в другом.

По данным нашего исследования /рис.2/, логический тип более распростра-
нен среди мужчин, этический среди женщин. Но этические больше стараются быть
такими, как нужно,как принять. Поэтому часто подчеркнуто мужественными, в
хорошем смысле этого слова, бывают мужчины с этическим мышлением. Самые жен-

ственные женщины тоже с этическим мышлением. Логический тип выделяется от-
сутствием любых показательных элементов. Поэтому мужчины часто кажутся "ни-
какими", а женщины, если только они не интроверты, сравнительно "мужеподоб-
ны". Логическое мышление мешает бегать за быстро меняющейся модой и делать
множество нерациональных, не имеющих практического значения мелочей /крат-
ковременные прически, маникюр, туфли на неудобном каблуке/, так как дает
способность ценить свои усилия и затраты энергии.
Как уже говорилось, люди с логическим мышлением не умеют говорить о
своих чувствах, избегают этого. Чувство их заставляет действовать в пользу
любимого объекта, а не говорить о нем. Если в отношениях с любимым они не
являются довольно ласковыми, совершают ошибки, то только потому, что не зна-
комы с другими моделями поведения. Такому мужчине легче спросить "выйдешь ли
ты за меня", чем сказать "люблю". Чувства индивида с логическим мышлением
нежные, их легко испугать. Для того, чтобы они окрепли, нужно время и актив-
ные чувства второго. Очень похожим образом ведут себя и девушки с логичес-
ким типом ИМ.
Чувства логического типа более устойчивы, потому что требуется больше
времени для принятия решения, пока чувства проверяются логическими рассужде-
ниями. Больше времени нужно и для отмены принятого решения. Поэтому логичес-
кий, который решился связать с кем-нибудь свою судьбу, этого своего решения
склонен держаться более устойчиво.
Этический любит сознательно, любит потому, что хочет любить. Любовь -
сознательное творчество приятных эмоций себе и другому. Если другим самое
главное, любят ли их, то этим - любят ли они: "Не любишь, но я люблю
тебя..." Эта экспансия чаще всего удачная, так как направляется на людей,
которые - как предполагается заранее - должны сдаться. Если объект внимания
не сдается, о нем самым серьезным образом говорят, что он оказался недостой-
ным любви и поэтому пусть обвиняет себя. Кто не ответит на чувства - небла-
годарный, неразумный или считает, что ему нужно больше внимания, чем уделя-
лось. Это значит, что хочет слишком многого, хочет больше, чем заслужил.
Жизнь этих людей часто сложна только потому, что объектов любви появляется
слишком много, неизвестно, когда остановиться, что любовь как будто есть, а
настоящей опоры в другом человеке нет. Что из-за непонятной причины утом-
ляет странное чувство беспокойства, которое требует менять партнеров, и что
ни в одном из них нет того, что сделало бы их объектом постоянной любви и
наконец дало бы спокойствие.
Для человека с этическим типом ИМ любовь - один из самых важных вопросов
в мире. Но ему нужен партнер с логическим типом ИМ, который не демонстри-
рует своих чувств, но в них, в этих чувствах, устойчив. Его притягивают
хладнокровие и логика логического. Если девушка с этическим мышлением неко-
торое время дружила с очень умным, по ее представлению, парнем, то всех
своих друзей она будет сравнивать с ним. И пока не найдет такого, который
покажется более умным, будет чувствовать себя неудачливой и несчастной. То
же самое можно сказать и про индивида с логическим мышлением.

Этический тип не боится любых чувств. Как любви, так и ненависти. Любит
то, что является хорошим, но с неменьшей силой ненавидит зло, то, что вызы-
вает неприятные эмоции. И не скрывает этого. Он хочет любить, даже когда его
чувства неуместны. Он может одно чувство поменять на другое: на положи-
тельное чувство к другому объекту или отрицательное к тому же самому, но не
отказаться от самого чувства. Когда убеждается, что любимый является "пло-
хим", "недостойным", "изменяет", то есть, хотя ничего нового по сути дела не
произошло, но какая-то капля переполнила чашу его терпения, положительное
чувство превращается в отрицательное, любовь в ненависть. Если партнер ду-
мает, что услуги и уступки этического бесконечны, что самоотречение - часть
его характера, то он ошибается и копает сам себе яму. Неумеющий измерять
своих благодеяний, этический в конце концов все равно прозревает. То есть
наступает момент, когда он не может дольше скрывать от себя "благодарности"
не оценивающего его услуг партнера и приходит в ярость.

Г. Сенсорика - интуиция.
--------------------

Сенсорные типы ИМ живут в полном смысле этого слова ощущениями: умеют
воспринимать природу, искусство, наслаждаться всем видимым, слышимым, ощу-
щаемым. Очень точно чувствуют свое физическое "Я" и его потребности, имеют
выраженный ритм жизни.
Сенсорный живет как будто лишь этим днем. Все, что будет завтра ему нем-
ного неожиданно. Благодаря неразвитому абстрактному мышлению он не имеет
чувства предвидения и надеется лишь на свои силы и волю. Он или слишком ак-
тивен /экстраверт/ и сам себе этим усложняет жизнь, или слишком пассивен
/интроверт/, боится ошибок, неуверен, что-то, что как будто надо делать -
необходимо делать. Боится перестараться - это сделало бы его смешным в соб-
ственных глазах, а также в глазах прочих интровертов.
Ощущениям интуитивных типов ИМ не хватает яркости, они постоянно рас-
сеянны. Даже свое физическое "Я" воспринимается неопределенно. Часто уверен-
ности в своей материальности хватает лишь до тех пор, пока смотрят в зеркало.
Сенсорный живет другой жизнью: иначе ест, иначе дышит, иначе чувствует
природу, красоту, то есть по-другому воспринимает ту полноту жизни, которая
интуитивному становится доступна только рядом с любящим и уважающим его сен-
сорным. В то же самое время сенсорный благодаря дружбе с интуитивным более
спокойно может созерцать происходящее, доверять будущему, избегать неожидан-
ностей. Интуитивный с удовольствием приспосабливается к нужному ему ритму
сенсорного, если он подходит по другим параметрам /интеллект, культура, ин-
тересы/, вместе с тем, давая перспективу будущего или обогащая чувством ре-
лятивности, каждой деятельности и нескончаемым рядом новых возможностей.
Сенсорный в полном смысле этого слова - внимательны ко всем своим физи-
ческим потребностям, оценивают их как неотъемлемую часть своего физического
"Я". Поэтому и влечение - неотъемлемое право на самореализацию и средство
влияния на других людей. Для интуитивных влечение, как и все конкретное ок-
ружение и свое "Я", не полностью ощущаемое и не очень надежное явление. Они
постоянно неуверены и сомневаются - реальность это или только продукт фанта-
зии, выдумка. Поэтому не берут инициативу в свои руки, ждут ее от других.
Сенсорный ищет объекта влечения и старается добиться своей физической реали-
зации. Интуитивный чувствует потребность стать тем объектом, так как это
дает возможность стать полностью собой - приобретается право на свои потреб-
ности и желания. Влечение партнера - доказательство его материальности, т.е.
момент психического дополнения, средство овеществления, материализации свое-
го "Я". Влечение для них нужно, необходимо, желательно и вместе с тем опас-
но. Они неизбежно втягиваются в жизненный ритм партнера, как в водоворот, из
которого сами выбраться не могут. Отсюда страх попасть в подчинение и осто-
рожность.
Следовательно, только сенсорики, а не интуитивные стараются привлечь
объект внимания. В их руках инициатива отказа от выцветших чувств,если
окаэывается, что второй удовлетворяет не все психические потребности, не яв-
ляется настоящим дополнением личности. В другом сенсорику нужны постоянство
и своеобразная зависимость, послушность. Таким может быть только интуитив-
ный, который поддерживает инициативу сенсорного, но в свои руки ее взять не
может. Интуитивный быстро понимает, что является желаемым, но и после этого
активности не показывает. Собственная сексуальная активность для него табу.
Не из-за застенчивости и хорошего воспитания, хотя это создает дополни-
тельные затруднения, а из-за специфики его сексуальной активности. Если он
показывает активность, превышающую активность партнера, то чувствует себя
очень плохо, бывшая положительная установка к партнеру превращается в отри-
цательную. Любое сближение для интуитивного сложно, поэтому он более сдер-
жанней, несмотря на все свое свободомыслие, которым часто отличается, как
правило, не склонен пользоваться сексуальными свободами.

Интересна функция ревности во взаимоотношениях интуитивных и сенсорных.
Интуитивный знает - ничто не изменится от случайных поступков партнера. Рев-
нует сенсорный, который судит по своему собственному опыту. На интуитивного
небольшая доза ревности влияет положительно, придают ему ценности в соб-
ственных глазах. Напоминает, что он нужен, желаем и незаменим. Это самое
убедительное доказательство его ценности.
Каждый интуитивный успешнее заботится о других, чем о себе. Сенсорный
понимает свои материальные интересы и умеет их отстаивать. Интуитивный ожи-
дает, что останется от других или пока о нем позаботятся другие.
Сенсорика интуитивного нормативная, он строго придерживается установлен-
ных эстетических нормативов, например, моды, не готов ни к каким открове-
ниям. Однако, если никакой сенсорик его не дополняет, от этих усилий устает,
теряется и может дойти до полной запущенности и беспорядка в быту. Про эсте-
тику обычно знает много, но в своем вкусе не уверен. Не уверен в эстетике
своего тела, одежды, движений. Поэтому часто становится неуклюжим. Если нет
режиссуры со стороны дополняющего. При наличии режиссера достигает совершен-
ства и обгоняет довольных собой сенсориков.
Эти же нормативы относятся к самочувствию человека. Сенсорик доверяет
своим ощущениям и не сомневается, когда он здоров, когда он болен, он же
"чувствует". Это врач должен подчиняться его конкретным, реальным ощущениям,
а не он необоснованным диагнозам врача. Если один врач "ничего не нашел", он
добивается своего и идет к другому врачу. Интуитивному собственные ощущения
кажутся менее объективными, чем диагноз врача. Диагноз - это "норматив", и
он ведет себя собственно диагнозу, а не самочувствию.
У сенсорика нормативная интуиция, поэтому он очень осторожен в отноше-
нии использования своего времени, а также потенциальной энергии, потен-
циальных возможностей субъектов, объектов и явлений. Никакого творчества
здесь не получается. Поэтому сенсорик - тактик, а интуитивный - стратег.
Отличаются они и внешне: глазами, походкой. Глаза интуитивного - это
глаза человека, который смотрит и не видит. Глаза сенсорного, наоборот,
очень хорошо видят и все замечают. Походка интуитивного менее уверена, он
как бы парит в воздухе и готов каждому уступить дорогу. Походка сенсорного
отличается отчетливостью и неуступчивостью.
Интересно еще такое. Самыми узкими кажутся лица людей с интравертной ин-
туицией. Самые широкие у людей с интровертной сенсорикой. Возьмем, к приме-
ру, интуитивных экстравертов и сенсорных экстравертов. И те, и другие цикло-
тимы, значит никаких врожденных различий, если берем средних представителей
типов, не должно быть. Однако, лица интуитивных экстравертов, как правило,
кажутся продолговатыми. Это в основном из-за морщин вокруг рта и на лбу. А
вот лица сенсорных экстравертов кажутся круглыми.Это в основном за счет раз-
витых этих волевых людей скул. Сжатые скулы особенно бросаются в глаза у
сенсорно-этического экстраверта.
По глазам можно судить не только о том, сенсорик человек или интуитив-
ный, но и о том, экставертны его сенсорика и интуиция или интровертны. Это
определяется открытостью глаз. Самые широкие глаза у людей с экстравертной
интуицией, самые узкие, наиболее прищуренные, у людей с интровертной интуи-
цией. Это наиболее заметно, когда человек в задумчивом состоянии. Сенсорики
распределяются посередине, причем у людей с экстравертной сенсорикой глаза
шире и менее острые? чем у людей с интровертной сенсорикой. Это потому? что
первые стараются охватить все наблюдаемое пространство? а вторые лишь от-
дельные объекты. По раскрытости или прищуренности глаз при всех прочих рав-
ных условиях, т.е. при похожем сложении лица, из всех типов ИМ можно образо-
вать такой ряд (от самых широких до самых прищуренных):

1. Интуитивно-логические и интуитивно-этические интроверты;
2. Логико-интуитивные и этико-интуитивные экстраверты;
3. Сенсорно-логические и сенсорно-этические интроверты;
4. Логико-сенсорные и этико-сенсорные экстраверты;
5. Логико-сенсорные и этико-сенсорные интроверты;
6. Сенсорно-логические и сенсорно-этические экстраверты;
7. Логико-интуитивные и этико-интуитивные интроверты;
8. Интуитивно-логические и интуитивно-этические экстраверты.

Мы говорили раньше, что этические не умеют оценивать количество своего
труда. Интуитивные же не могут оценить его качества и потому тоже утопают в
нескончаемых делах. Они просто не уверены, что сделано достаточно хорошо и
потому не могут закончить.

Д. Статика - динамика.
--------------------

Окружающий нас мир образован из моментов статики и динамики. В одних эле-
ментах ИМ отражается статика, это и , в других динамика, это и . Те типы ИМ,
среди первых двух элементов которых есть элемент статики, мы называем ста-
тичными, остальные - динамичными.
Любое происшествие по-настоящему хорошо могут рассказать лишь динамики.
По их рассказу всегда легко восстановить последовательность процесса во вре-
мени. Статики этого не умеют. У них всегда получается анализ ситуации или
рассказ об участвовавших в происшествии людях или предметах. Мышление стати-
ков аналитическое, индуктивное, мышление динамиков синтетическое, дедуктив-
ное.
Это различие отлично видно в рисунках. У динамика каждая линия - пульси-
рующее движение, у статика - полный покой, застылость. Например, Рерих-отец
- статик, Рерих- сын - динамик.
Статики всегда знают, что им нужно, легко придумывают как жизненные це-
ли, так и цели для повседневной активности. У них сложности с придумыванием
метода для достижения целей. У динамиков наоборот - всегда на выбор нес-
колько творческих методов, а вот цели желательно, чтобы кто-нибудь подска-
зал со стороны.

Е. Другие качества.
---------------

Есть и другие, менее заметные противоположные качества, которыми отли-
чаются партнеры в диаде. Одни обычного говорят в вопросительных интонациях,
другие в утвердительных. Первые любят получать объяснения, вторые - объяс-
нять, рассказывать, декламировать разные истины. При долгом общении двое лю-
дей с вопросительными интонациями утомляют друг друга своими проблемами, с
декларативными - своими ненужными истинами.
В вопросительных интонациях говорят:

логико-сенсорные экстраверты;
интуитивно-логические экстраверты;
сенсорно-этические экстраверты;
сенсорно-логические интроверты;
этико-интуитивные экстраверты;
этико-сенсорные интроверты;
интуитивно-этические интроверты;
логико-интуитивные интроверты.

Это, как мы видим, все экстраверты одного социального кольца и все ин-
троверты другого. (Шире об этом см. "Теория интровертных отношений".) В их
глазах и лицах довольно отчетливо виден вопросительный знак. Особенно в гла-
зах сенсорно-логического интроверта и логико-сенсорного экстраверта.


8. ЧТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ПСИХИЧЕСКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ.
----------------------------------------

Ни один человек не может быть одновременно экстравертом и интровертом,
сенсорным и интуитивным, логическим и этическим. Его психика напоминает об-
разованный из двух индивидуальных полюсов магнит. Только полюсы магнита
всегда вместе, а человек асимметричен, его вторым полюсом является другой
человек.
Отношения между двумя типами ИМ, когда второй имеет нужные дополняющие
качества, мы называем отношениями дополнения, сам процесс дополнения - дуа-
лизацией.
Жизнь человека в обществе осложняется его дуальностью и, тем более его
16-типностью, при которой обзавестись своим вторым полюсом не всегда удает-
ся. А без дополнения, т.е. недуализированный, человек - неспокойное, духов-
но голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто
в этом виноват. Он чувствует, что его "не понимают", но кто в этом виновен -
он сам, " трудное детство", супруг или общество - не уверен. В таком состоя-
нии трудно жить в мире со всем мором, нагромождаются всевозможные конфликты,
противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за отве-
том и часто еще больше запутывается в своих отношениях. Трудно найти нужное,
если сами собой не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда.
Для самочувствия человека и функционирования его как общественного орга-
низма исключительно важна психическая структура супруга. Нет отдельной гар-
монической личности. Гармонична экзистенция человека, когда он имеет не
только любящего, но и психически дополняющего партнера - дуала. Брак - пра-
во не только на сексуального партнера, но и на психическое дополнение и на
продолжение своей личности в другом, на дуализацию психики.
Поэтому один из моментов подготовки молодежи к семье - умение распозна-
вать различия психических структур для отбора полностью подходящего партне-
ра или приспособления к не полностью подходящему. При понимании, что неп-
риемлемое поведение для партнера определяется не его волей, а объективной
психической структурой, появляется возможность хотя бы частичного созна-
тельного приспособления. Кроме того, при сознании, что не полностью удовлет-
воряющий партнер и сам не может быть полностью удовлетворен, будет легче ис-
кать компромисс.
Более глубокий анализ взаимоотношений молодых людей показал, что психи-
ческая структура определяет не только поведение в браке, но и поведение в
добрачной дружбе. То, как человек берется за инициативу или избегает ее, как
он привлекает, кокетничает, как и то, каким образом он подчеркивает свою
сдержанность, независимость, является сложным оборонительным механизмом.
Этот механизм в какой-то мере отгораживает от внимания психологически непод-
ходящего партнера и привлекает подходящего. Каждая психическая система от-
вергает другую систему принятия симпатий, другими словами, психика сама
умеет позаботиться о себе, если обстоятельства ей не мешают. К сожалению,
этот механизм предназначен, по-видимому, действовать в условиях, когда моло-
дые люди знакомы с детства, т.е. с того времени, когда не было опасности пе-
репутать психические и сексуальные потребности. Или когда ошибки соверша-
лись и исправлялись, не расплачиваясь браком. Сегодня к натуральному пред-
чувствию необходимо добавить немного психологических знаний.

Лишь отношение дополнения дает полную сексуальную совместимость. Но та-
ких браков, как мы видели, маловато. Нельзя утверждать, что браки заключают-
ся слишком рано. Скорее, люди знакомятся слишком поздно, когда для проверки
характеров уже нет условий. И из-за слишком узкого круга знакомых - друзей и
из-за незнания законов психической совместимости. Поздновато выбирать, под-
ходит человек по характеру или нет, когда знакомятся люди, которым просто
пора вступать в брак, которые лишь для этого и знакомятся. Сексуальное вле-
чение в этом возрасте не дремлет, оно постоянно наготове и легко принимает-
ся за "настоящую любовь". А ведь каждый от супруга ожидает не чего-то друго-
го, а только п о л н о г о п с и х ч е с к г о д о п о л н е н и я и
уравновешивания психики.
Как люди с дополняющими психиками воспринимают друг друга? Как самого
"человечного" человека, самого мягкого, гуманного, доступного, отзывчивого.
Таким он и является. Кроме того, это партнер, который всегда знает, что и
когда нужно делать, как ответить, что посоветовать, какой шуткой рассеять
напряжение. Который все понимает, всегда умеет поддержать, защитить, никог-
да не обидит и, что возможно еще важнее, сам никогда не обижается. При дуа-
ле каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Не-
дулизированный человек постоянно, в проявлении любой активности, как бы вы-
ходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называет-
ся отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстанов-
ления равновесия психики.
Многие люди не знают, не чувствуют, что такое дуализация психики, и по-
тому не ищут ее. В период предбрачной дружбы довольно часто проявляется
склонность искать не дуализации спокойным духовным комфортом, а великой са-
моотверженности и страданий. Бытует уверенность, что чувство любви должно
сопровождаться духовными страданиями. Но это верно только для тех случаев,
когда влюбленные не дополняют друг друга.
Дуализация повышает самоуважение человека. Благодаря ей постоянно осоз-
нается и собственная полезность другим людям и собственное место в обществе.
Второй постоянно обеспечивает достоверной информацией об этом. Пропадают все
чувства неполноценности и страх почувствовать себя выскочкой. На дополняюще-
го не смотрят как на недосягаемого принца, с ним сами становятся королями.
У каждого бывает кислое настроение, проявляющееся в какой-то ворчливос-
ти. Примечательно, что ворчливость дуала никогда не воспринимается как град
попреков. Часто именно ворчание - та форма общения, которая отличается са-
мой большой непосредственностью и обоюдосторонней понимаемостью, когда все
понимают с полуслова, когда за самое минимальное время партнеру передается
самая обширная информация и про то, что происходит в объективном мире, и -
самое главное - про свое замешательство, неопределенность отношения к этому
происходящему. Ворчливость - лишь обращенная к партнеру полусознательная
просьба объяснить что-то непонятное. На это ворчание никто, кроме дуала,
правильно прореагировать, дать нужный ответ или объяснение, а иногда просто
промолчать, не умеет.

Часть 3

 

Хостинг от uCoz